Летом 2020 года стартовало серийное производство кормоуборочного комбайна RSM F 2650, впервые представленного «Ростсельмашем» мировой аграрной общественности на ганноверской Agritechnica-2019. Наши немецкие коллеги решили выяснить, что может русский самоходник, работая на травах и кукурузе.
Результаты независимых испытаний техники
Последние годы «Ростсельмаш» усиленно инвестирует в новые разработки. За шестиклавишным зерноуборочным комбайном RSM 161 последовали выходы на рынок четырехклавишного Nova 330 и роторного Torum 785 (для европейского рынка Torum 770, НСХ 4/19, с. 86), а также кормоуборочных комбайнов RSM F 2550 и RSM F 2650. Последний привлекает своей ценой. Примерно в 250 тыс. евро обойдется его покупка европейскому фермеру, но что получит он за эти деньги?
Прямой привод от двигателя
В отличие от зерноуборочных комбайнов под капотом кормоуборочного находится отнюдь не агрегат компании Cummins – обнаружите там шестицилиндровый двигатель производства Mercedes-Benz / MTU. Появившаяся на рынке в 2013 году его модель OM473LA известна в отрасли по клаасовскому кормоуборочнику Jaguar. Рабочий объем цилиндров целых 15,6 л, мощность при работе на измельчении 450 кВт / 611 л. с. (максимальная мощность 480 кВт / 653 л. с.).
Автоматической регулировки работы двигателя в зависимости от урожайности убираемой массы не предлагается, впрочем, как и выбора между двумя возможными сценариями производительности. Нельзя также снизить число оборотов и при поднятии приставки для осуществления разворота. Но от техники данной ценовой категории требовать такие умения было бы несколько неуместно.
Благодаря системе каталитической нейтрализации SCR, двигатель удовлетворяет норме токсичности отработанных газов Stage V. Запас AdBlue составляет 95 л, запас дизельного топлива – целых 1500 л.
Большие сервисные капоты открывают хороший доступ к двигателю, системам привода и очистки отработанных газов. Шестицилиндровый двигатель расположен в задней части самоходника поперечно и передает мощность на измельчающий барабан через шестиручьевой приводной ремень. Прямой привод повышает КПД и обходится небольшим количеством комплектующих без задействования углового редуктора.
Гидростатическая трансмиссия Danfoss представляет собой двухступенчатую коробку передач с электрогидравлическим переключением. Максимально доступная скорость в серийном исполнении составляет 40 км/ч. Номинальная частота вращения вала двигателя 1900 об / мин. Требуемое число оборотов оператор может задавать с помощью кнопок на подлокотнике.
Опционально доступен гидростатический полный привод, и это хорошая инвестиция, поскольку размер колес сравнительно небольшой. Задняя ось производства американской TDS, передний мост – чешской HS.
Четыре вальца и много ножей
Чтобы улучшить поток материала, «Ростсельмаш» оценил собственный опыт, учел где-то присмотрелся к опыту конкурентов и спроектировал свой собственный тракт. Питатель представлен четырьмя вальцами шириной 680 мм, имеет механическое устройство предварительного прессования и бесступенчатый гидропривод. Ввиду того что приставка приводится в действие от независимой гидростатической трансмиссии, частота вращения роторов кукурузной жатки или граблин подборщика может автономно приспосабливаться к условиям уборки. Их реверсивный ход включается из кабины. Приставка располагается на раме питателя, предусмотрена быстрая сцепка для систем гидравлики и электрики. В RSM F 2650 имеются также камне- и металлодетектор.
Для доступа к барабану необходимо отвести справа налево весь агрегат предварительного прессования (питатель), в этом случае откроется взору четыре ряда ножей. В стандартном исполнении на кормоуборочный комбайн ставится измельчающий барабан с 48 ножами, который при 1200 об / мин обеспечивает длину резки от 4 до 22 мм.
С 2021 года в базовой версии будет устанавливаться барабан с 40 ножами, доступным станет измельчение 4,8 – 26,5 мм. Обсуждаются возможности установки барабанов еще двух типов: первый – для измельчения сырья для биогазовых установок с короткой длиной резки (64 ножа; 3,0 – 16,5 мм) и второй – для большей длины резки (32 ножа; 6 – 33 мм). Диаметр измельчающего барабана составляет 630 мм при ширине 705 мм. Масса стандартного барабана с 48 ножами около 453 кг.
Мы были приятно удивлены, обнаружив автоматическое устройство регулировки противорежущего бруса с датчиками удара и линейным электродвигателем. Для заточки ножей и последующего подвода противорежущего бруса механизатору выходить из кабины не придется, и это здорово!
Доизмельчитель зерна
Зерновой процессор в настоящее время представлен исключительно вальцовой дробилкой с пилообразным профилем зуба. Она относительно небольшая – диаметр вальцов 190 мм, что скорее отвечает потребностям нижнего класса мощности, к тому же доступен профиль лишь 100 / 100 зубьев. Поэтому плющение и срок службы зернодробилки при большой длине резки рискуют в определенный момент натолкнуться на границы своего предела.
Ширина зазора между вальцами регулируется с терминала в кабине. В серийном исполнении разность частот вращения вальцов установлена на 20 %. Опционально с помощью ременных шкивов можно довести ее до 30 % или даже 40 %.
Переход с уборки кукурузы на травы и наоборот выполняется из кабины. За считанные секунды зернодробилка выводится из канала подачи массы и смещается в сервисный отсек, а на ее место встает травяная шахта. Кстати, о шахте: в настоящее время «Ростсельмаш» пока не использует компоненты с твердосплавным покрытием ни для выгрузного канала, ни для противорежущего бруса.
За зернодробилкой следует ускоритель выброса измельченной массы диаметром 540 мм, вращающийся со скоростью 2400 об/мин.
Интересно, что с завода комбайн поставляется сразу с простым автоматическим устройством заполнения кузова грузового транспортного средства. Оно управляет козырьком силосопровода, так что при любом его повороте масса всегда выгружается по средней линии кузова. Тем не менее «Ростсельмаш» уже разрабатывает автоматическую систему загрузки с сенсорным управлением, но для передачи ее в серийное производство потребуется еще какое-то время.
Опционально скоро появится возможность регулировки положения задней стенки ускорителя из кабины (испытания ведутся). По желанию силосопровод можно удлинить дополнительными вставками.
Не могли не похвалить оптимальную величину бака для силосных консервантов. Концентрированные препараты можно дозировать нормой 0,3 – 6 л/ч, а приготовленные растворы – 10 – 420 л/ч. Регулировка и контроль осуществляются с помощью небольшого коммутационного блока с двухцветным дисплеем в кабине. Емкость расположена справа по борту между передним и задним колесами, вмещает 390 л, имеет смотровое окошко и датчик уровня.
Уже знакомые
Обратимся к центральному пульту управления в кабине. Он заимствован у комбайнов серии Torum. От них же и заднее стекло кабины (прямое, с нулевой кривизной). Места в кабине, расположенной на сайлентблоках, достаточно для водителя и пассажира. Уровень шума соответствует ценовой категории комбайна и, субъективно, лишь незначительно выше, чем у конкурентов. Машина с 2020 года оснащается климат-контролем.
Подлокотник и мультифункциональный рычаг уже знакомы по предыдущим машинам «Ростесельмаша», но они, естественно, наделены множеством других функций. На мультифункциональном рычаге расположены кнопки для настройки силосопровода и приставки. Однако зеркальной функции для силосопровода мы не обнаружили. Кнопки 1, 2 и F отвечают за регулировку давления подъема и прижима приставки.
На подлокотнике находятся панель управления терминалом и кнопки предварительной установки частот вращения (650, 900 и 1900 об/мин), регулировки зазора вальцов зернодробилки, ее ввода и отвода из канала, исходного положения силосопровода, камне- и металлодетектора, складывания, реверсирования приставки (а также питателя), включения и выключения полного привода и т. д. Цветового разделения клавишных полей для двигателя и привода нет, однако разобраться с ними можно на удивление быстро и безошибочно.
В меню числа оборотов двигателя имеется возможность выбора настройки в ручном и автоматическом режимах. Если нужно вручную отрегулировать число оборотов во время работы или при транспортировке, делают соответствующий выбор. В автоматическом режиме всегда вызывается число оборотов, выделенное фоновым цветом.
Все параметры машины отображаются на цветном мониторе Adviser II, располагаемом на правой стойке кабины. Его контрастность и цветопередача удобны для чтения, но изображение бывает иногда довольно мелко структурированными.
К отображаемым параметрам, кроме оборотов двигателя и его нагрузки, относятся частота вращения питателя и ножевого барабана, а также уровень активности управления приставкой, показатели актуального расхода дизельного топлива, зазор между вальцами дробилки, заданная длина резки и др. Как положительный момент отметим, что можно вызвать 20 предварительных настроек для уборки различных культур в разных условиях. Например, от «кукурузы средней влажности большой длины резки» и «сухой кукурузы с короткой длиной резки» до «влажных трав» и «сорго». Сделанный выбор активирует соответствующие частоту вращения роторов приставки и питателя точно так же, как и длину резки, зазор между вальцами дробилки и частоту вращения ускорителя. Оператор может сам изменить каждый из параметров или произвести собственные настройки, а затем сохранить их.
Отдельными пунктами меню можно регулировать работу камне- и металлодетектора (с отдельной настройкой чувствительности), длину резки, документирование (с несколькими сохраняемыми заданиями) и пр.
Однозначный плюс – возможность индивидуальной настройки функций гидравлики на питателе, приставке и силосопроводе, что в результате позволяет регулировать пропускную способность по потребности.
Избалованному европейскому аграрию может не понравиться отсутствие возможности составления меню по собственному вкусу, что предлагается уже некоторыми производителями кормоуборочной техники. Но по большому счету на это можно внимание не обращать, быстрый доступ к четырем функциональным зонам имеется.
На травах и кукурузе
У нас была возможность протестировать RSM F 2650 в середине июня на заготовке трав на силос и в середине сентября – на уборке кукурузы на силос. В июне пришлось измельчать недостаточно подвяленные травы, то есть содержание в них сухого вещества не было оптимальным. Качество резки с заданной длиной 22 мм тем не менее оставило очень хорошее впечатление.
При заготовке кукурузы на силос в середине сентября с длиной резки до 16 мм поводов для критики тоже практически не было. Зазор между вальцами зернодробилки не превышал 2 мм, и они вращались с разностью частот 20 %. При этом в силосной массе обнаруживались местами цельные зерна, но тут надо подчеркнуть, что работы по желанию фермера – хозяина сельхозугодий велись без интенсивного плющения. Уменьшив величину зазора или увеличив разность частот вращения вальцов, качество плющения зерен можно было бы повысить.
По итогам двух пробных уборочных заездов мы пришли к выводу, что пограничная зона канала между зернодробилкой и ускорителем выброса измельченной массы несколько короткая, хотя ее заполнение в определенной мере зависит от частоты вращения ускорителя и положения его задней стенки. Но все-таки было бы здорово, если бы в будущем присутствовало устройство регулировки пропускной способности, ведь RSM F 2650 уже имеет во многих других функциональных зонах датчики для автоматической регулировки, почему бы не поставить еще один и тут?
Наше заключение
RSM F 2650 – современный кормоуборочный комбайн со множеством удобных функций. Известно, что «Ростсельмаш» производит сравнительно легкие машины (эксплуатационная масса RSM F 2650 без приставки составляет около 14560 кг), что имеет как преимущества, так и некоторые недостатки.
Одно из основных достоинств нового кормоуборочного флагмана российской компании – его цена.
Справедливости ради отметим, что испытываемая нами машина была из опытной партии и к моменту старта серийного производства многое могло быть улучшено.
Плюсы и минусы
+ Основные компоненты импортного производства.
+ Вместительный бак для дизельного топлива.
+ Регулируемый из кабины противорежущий брус с датчиками удара.
+ Простое переключение режима с уборки зеленой массы трав на кукурузу.
+ Гидравлический привод приставки, включая реверсирование.
+ Большой бак для консервантов с возможностью контроля уровня.
– Ограничена производительность зернодробилки в стандартной комплектации.
– Короткая зона между зернодробилкой и ускорителем, отсутствует авторегулировка пропускной способности.
– Нет возможности оснащения усиленными компонентами.
Так на замечания отреагировала компания-производитель
В настоящее время уже разработано и интегрировано много технических решений, которые не были установлены на RSM F 2650 опытной партии. Целый ряд совершенно новых для комбайна опций проходит сейчас этап тестирования, их установка, серийная или опциональная, будет возможна уже в 2021 году. Так, например, разрабатывается и в следующем году будет тестироваться с последующим запуском в серию возможность снижения числа оборотов при поднятии приставки для осуществления разворота машины.
С 2020 года на мультирычаге в кабине RSM F 2650 появилась зеркальная функция для силосопровода, которой в первых версиях машины не было.
Отдельно хотелось бы отреагировать на замечания автора статьи по поводу доизмельчителя зерна. На наш взгляд, диаметра вальцов 190 мм достаточно для качественного дробления зерен. Появление на рынке различных новых типов зернодробилок, конечно, способно посеять сомнения в эффективности прошедших испытания временем решений, однако мы сделали выбор в пользу вальцовой модели с пилообразным профилем зуба диаметром 190 мм и разницей по оборотам 20% в стандартной комплектации. Но уже ведутся работы над доизмельчителем с вальцами большего диаметра. Число зубьев и доступная разница скоростей вращения уже совсем скоро станут известны.
Еще один момент, на котором заострил внимание автор статьи, – якобы короткая зона канала от зернодробилки к ускорителю. Мы, как раз наоборот, причисляем эту особенность к достоинствам: благодаря короткому плечу от доизмельчителя к ускорителю забиваний в этой зоне не происходит.