Фото: Mumme, Schranz, von Dithfuth, фирма

До последнего болта!

Фото: Mumme, Schranz, von Dithfuth, фирма

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»


Карстен Шранц, traction, ФРГ

Поделитьтся

Что скры­ва­ет внут­ри себя отра­бо­тав­ший почти 3500 мото­ча­сов трак­тор? Для отве­та на дан­ный вопрос трак­тор Claas Axion 920 был разо­бран до послед­не­го болта.

Тракторы

Покуп­ка подер­жан­ной тех­ни­ки – почти все­гда лоте­рея. С той лишь раз­ни­цей, что это вопрос, ско­рее, не уда­чи, а дове­рия к про­дав­цу. Имен­но поэто­му теперь в сфе­ре про­даж сель­хоз­тех­ни­ки появи­лось то, что уже на про­тя­же­нии мно­гих лет успеш­но рабо­та­ет в сфе­ре авто­транс­пор­та, – тех­ни­че­ская гаран­тия на све­жую подер­жан­ную тех­ни­ку. При усло­вии, что она успеш­но про­шла про­вер­ку по завод­ско­му чек-листу. Тогда она полу­ча­ет сер­ти­фи­кат, под­твер­жда­ю­щий тех­ни­че­скую исправ­ность и даю­щий, кро­ме того, допол­ни­тель­ную тех­ни­че­скую гаран­тию. Как выгля­дит ука­зан­ная про­вер­ка, какие имен­но пока­за­те­ли мож­но про­ве­рять, а какие – нет? Да и вооб­ще, насколь­ко велик износ основ­ных узлов и агре­га­тов совре­мен­но­го мощ­но­го трак­то­ра, «отхо­див­ше­го» пару-трой­ку сезонов?

Для того что­бы най­ти ответ на послед­ний вопрос, редак­ция наше­го жур­на­ла сов­мест­но с фир­мой Claas и ее парт­не­ра­ми – фир­ма­ми FPT (Fiat PowerTrain), ZF и GIMA – выбра­ла трак­тор и «вывер­ну­ла его наизнан­ку». Несмот­ря на то что наш Axion, отра­бо­тав 3500 часов, с само­го нача­ла не впи­сы­ва­ет­ся в про­грам­му сер­ти­фи­ка­ции First Claas Plus, мы в обсле­до­ва­нии под назва­ни­ем «ЭКГ с нагруз­кой» ори­ен­ти­ро­ва­лись на про­грам­му сер­ти­фи­ка­ции, сле­дуя всем ее кон­троль­ным пунк­там. Но это­го недо­ста­точ­но. В состо­я­щем из двух частей иссле­до­ва­нии мы пока­зы­ва­ем, как выгля­дят изно­шен­ные дета­ли совре­мен­ных трак­то­ров изнут­ри. Кла­ас пред­ла­га­ет нам уни­каль­ную воз­мож­ность изъ­ять Axion 920 из сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го про­из­вод­ства и разо­брать его до послед­не­го бол­та, отка­зав­шись от после­ду­ю­щей сбор­ки. Мы смо­жем деталь­но позна­ко­мить­ся с состо­я­ни­ем узлов трак­то­ра: дви­га­те­ля, короб­ки пере­дач, гид­рав­ли­ки, ходо­вой части и оце­нить их износ.

Проверено: качественно

Фир­ма Claas исполь­зу­ет по отно­ше­нию к сво­им подер­жан­ным сель­хоз­ма­ши­нам, реа­ли­зу­е­мым и сер­ти­фи­ци­ро­ван­ным по этой про­грам­ме, очень емкую харак­те­ри­сти­ку – «будет рабо­тать так же надеж­но и хоро­шо, как и новая». Как такое воз­мож­но? Про­сто тре­бо­ва­ния к кон­тро­лю и про­вер­ке крайне жест­кие. Чек-лист по трак­то­рам содер­жит более 210 пунк­тов, а по зер­но­убо­роч­ным ком­бай­нам еще на 200 больше.

Про­вер­ка тех­ни­ки по тако­му коли­че­ству пунк­тов не может про­ис­хо­дить в усло­ви­ях отсут­ствия спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­но­го обо­ру­до­ва­ния и оснаст­ки для дина­мо­мет­ри­че­ских и ком­прес­си­он­ных заме­ров пара­мет­ров рабо­ты дви­га­те­ля, транс­мис­сии и гид­рав­ли­ки трак­то­ра. В зави­си­мо­сти от типа и моде­ли тех­ни­ки на про­цесс про­вер­ки подоб­ных систем может уйти до вось­ми часов рабо­че­го вре­ме­ни. Но если по ходу потре­бу­ет­ся заме­на како­го-либо узла, то вре­мя может еще увеличиться.

Соб­ствен­но про­цесс сер­ти­фи­ка­ции может быть про­ве­ден в одном из цен­тров подер­жан­ной тех­ни­ки Claas (GMZ), рас­по­ло­жен­ных в Гер­ма­нии, Фран­ции и Вели­ко­бри­та­нии. Имен­но в этих стра­нах при­сут­ству­ет устой­чи­вый спрос на дан­ную услу­гу. Про­вер­ку соот­вет­ствия пунк­там чек-листа про­во­дят сотруд­ни­ки GMZ вме­сте со спе­ци­а­ли­ста­ми сер­вис­ной служ­бы Claas. От дуб­ли­ро­ва­ния кон­тро­ля пара­мет­ров каче­ство и досто­вер­ность ауди­та толь­ко выигрывает.

Не вся­кая маши­на Claas может быть допу­ще­на до про­цес­са сер­ти­фи­ка­ции First Claas Plus. Она долж­на соот­вет­ство­вать ряду пред­ва­ри­тель­ных тре­бо­ва­ний. Во-пер­вых, нуж­на сер­вис­ная книж­ка без отме­ток о про­пус­ке пери­о­ди­че­ско­го тех­ни­че­ско­го обслу­жи­ва­ния. Трак­тор, как уже было отме­че­но ранее, дол­жен быть не стар­ше трех лет, а так­же иметь нара­бот­ку не более 2000 мото­ча­сов. Лишь после это­го начи­на­ют­ся про­вер­ка по 210 пунк­там тех­ни­че­ско­го состо­я­ния трак­то­ра, а так­же отбор и ана­лиз мас­ля­ных проб.

Если в про­цес­се про­вер­ки выяв­ля­ет­ся хоть одна неустра­ни­мая неис­прав­ность, то трак­тор сра­зу пол­но­стью выпа­да­ет из про­грам­мы сер­ти­фи­ка­ции. Разу­ме­ет­ся, есть точ­ки кон­тро­ля, кото­рые нель­зя про­ве­рить напря­мую в рам­ках про­грам­мы сер­ти­фи­ка­ции. Так, эндо­ско­пия отдель­ных дета­лей дви­га­те­ля и их групп не про­во­дит­ся, а заме­ня­ет­ся про­ве­де­ни­ем оцен­ки эффек­тив­но­сти рабо­ты отдель­но­го агре­га­та. Для это­го раз­ра­бо­та­ны чет­кие про­це­ду­ры тести­ро­ва­ния. На осно­ва­нии полу­чен­но­го про­то­ко­ла дела­ет­ся вывод о рабо­те отдель­ных групп деталей.

Фир­ме-про­из­во­ди­те­лю при­шлось само­сто­я­тель­но опре­де­лять баланс меж­ду интен­сив­но­стью про­вер­ки узлов и агре­га­тов и тру­до­ем­ко­стью это­го про­цес­са. Про­ве­рить мож­но все. Вопрос лишь в тру­до­ем­ко­сти про­вер­ки и в затра­тах на нее. Про­вер­ка каче­ства и полу­чен­ная допол­ни­тель­ная тех­ни­че­ская гаран­тия на 12 меся­цев по про­грам­ме First Claas Plus уве­ли­чи­ва­ет конеч­ную сто­и­мость про­да­жи. Эта еди­ни­ца тех­ни­ки ока­жет­ся дале­ко не самой деше­вой на рынке.

Подер­жан­ная тех­ни­ка, про­хо­дя­щая по про­грам­ме сер­ти­фи­ка­ции Claas, долж­на так­же иметь хоро­ший внеш­ний вид. И если где-то при­сут­ству­ют потер­то­сти, цара­пи­ны или дру­гие дефек­ты, то все это будет устра­не­но. Преж­де чем попасть на элек­трон­ную тор­го­вую пло­щад­ку фир­мы Claas для подер­жан­ной тех­ни­ки, – кото­рая, к сло­ву ска­зать, доступ­на для всех стран мира, – каж­дая сель­хоз­ма­ши­на с лей­б­лом First Claas Plus про­хо­дит и про­фес­си­о­наль­ную пред­про­даж­ную подготовку.

Изменившийся износ

Сель­ско­хо­зяй­ствен­ная тех­ни­ка в послед­ние годы совер­ши­ла колос­саль­ный рывок впе­ред в сво­ем раз­ви­тии. Сего­дня такие важ­ней­шие узлы и агре­га­ты, как транс­мис­сия или систе­ма управ­ле­ния, кон­струк­тив­но пред­став­ля­ют собой совер­шен­но дру­гие эле­мен­ты, чем это было лет два­дцать назад. Двух­по­точ­ные муф­ты сцеп­ле­ния, гид­ро­ста­ти­че­ские транс­фор­ма­то­ры, пнев­ма­ти­че­ская под­вес­ка, систе­мы элек­трон­но­го управ­ле­ния – все­го это­го на сель­хоз­тех­ни­ке рань­ше не было. По этой при­чине изме­ни­лись и кри­те­рии оцен­ки тех­ни­че­ско­го состо­я­ния подер­жан­ной тех­ни­ки. Если рань­ше с затя­ну­тым сто­я­ноч­ным тор­мо­зом мож­но было про­сто и без затей выяс­нить, как рабо­та­ет трак­тор­ное сцеп­ле­ние, то сей­час подоб­ным обра­зом трак­тор с бес­сту­пен­ча­той транс­мис­си­ей уже не про­ве­ришь. Поэто­му, если тре­бу­ет­ся оце­нить износ в совре­мен­ной бес­сту­пен­ча­той транс­мис­сии, кото­рая рабо­та­ет с раз­де­ле­ни­ем пото­ка мощ­но­сти, спе­ци­а­ли­сту в хозяй­стве при про­вер­ке подер­жан­но­го трак­то­ра впо­ру брать с собой хро­но­метр и ноут­бук с адап­те­ром для под­клю­че­ния к диа­гно­сти­че­ско­му разъ­ему и про­во­дить про­то­коль­ную оцен­ку изме­не­ния дав­ле­ния мас­ла в транс­мис­сии по ходу ее работы.

Пер­вые дан­ные для поис­ка воз­мож­ной полом­ки или чрез­мер­но­го изно­са мож­но почерп­нуть из отме­ток в сер­вис­ной книж­ке. Вто­рым фак­то­ром явля­ет­ся рав­но­мер­ность рабо­ты систем. Если име­ет место факт про­ва­ла мощ­но­сти на дви­га­те­ле или транс­мис­сии, то это уже повод насто­ро­жить­ся. Поэто­му в про­грам­ме First Claas Plus отсут­ствие нерав­но­мер­но­сти в рабо­те узлов и агре­га­тов во всем диа­па­зоне режи­мов рабо­ты явля­ет­ся глав­ным кри­те­ри­ем оцен­ки. Без это­го гово­рить о том, что маши­на к момен­ту про­да­жи дошла без скры­тых дефек­тов, про­сто нель­зя. Поми­мо нерав­но­мер­но­сти, необ­хо­ди­мо обра­щать вни­ма­ние и на рав­но­мер­ность. Речь в дан­ном слу­чае идет об изно­се шин. По их состо­я­нию мож­но судить, как маши­ну исполь­зо­ва­ли и как отно­си­лись к ней.

Мно­гие сель­хоз­про­из­во­ди­те­ли, име­ю­щие опыт покуп­ки подер­жан­ной тех­ни­ки, отме­ча­ют, что про­бле­мы порой под­сте­ре­га­ют даже в таких про­стых вещах, как меха­низм зад­ней навес­ки. Очень часто в хозяй­стве, купив­шем новый трак­тор, огра­ни­чи­ва­ют­ся лишь одно­крат­ной регу­ли­ров­кой тяг трех­то­чеч­ной навес­ки. После чего о необ­хо­ди­мо­сти пери­о­ди­че­ско­го обслу­жи­ва­ния про­сто забы­ва­ют. Гну­тые тяги и направ­ля­ю­щие, поте­рян­ные уплот­ни­те­ли в разъ­емах гид­ро­рас­пре­де­ли­те­ля, кор­ро­зия эле­мен­тов кон­струк­ции и закис­шие регу­ли­ро­воч­ные соеди­не­ния тяг. Поэто­му в рам­ках сер­ти­фи­ка­ции при­во­дят в поря­док и меха­низм навес­ки либо вос­ста­нав­ли­вая рабо­чее состо­я­ние, либо заме­няя все, что нужно.

Кандидат на разборку

Судь­бу трак­то­ра, ото­бран­но­го для наше­го про­ек­та, про­стой назвать нель­зя: его никто осо­бо не жалел. До послед­не­го вре­ме­ни он участ­во­вал в ресурс­ной испы­та­тель­ной про­грам­ме Claas, нара­бо­тал почти 600 мото­ча­сов и очень актив­но исполь­зо­вал­ся. Пер­вые 400 мото­ча­сов от отра­бо­тал во фран­цуз­ском науч­но-иссле­до­ва­тель­ском цен­тре фир­мы Claas в горо­де Ле-Тран­же на тяго­вых испы­та­ни­ях. Почти пол­жиз­ни (око­ло 1500 мото­ча­сов) про­вел в каме­но­ломне. Он возил транс­порт­ную тележ­ку само­сваль­но­го типа, кото­рая в загру­жен­ном состо­я­нии застав­ля­ла выкла­ды­вать­ся его «по пол­ной». Сле­ду­ю­щие 1500 мото­ча­сов он отра­бо­тал у фран­цуз­ских и немец­ких под­ряд­чи­ков, кото­рые глав­ным обра­зом исполь­зо­ва­ли его на ока­за­нии услуг по основ­ной поч­во­об­ра­бот­ке и вне­се­нию навоз­ной жижи. Послед­ним же местом его рабо­ты ста­ли силос­ные тран­шеи в Гер­ма­нии, где он «отды­хал» на трам­бов­ке кормов.

Для поверх­ност­ной оцен­ки сте­пе­ни изно­са мы хоте­ли срав­нить состо­я­ние дета­лей трак­то­ра и новых, толь­ко сошед­ших с кон­вей­е­ра. Часть дета­лей при этом была под­верг­ну­та инстру­мен­таль­ным изме­ре­ни­ям. Ряд узлов и агре­га­тов про­шел экс­плу­а­та­ци­он­ные и ком­прес­си­он­ные испы­та­ния. Для это­го и были при­гла­ше­ны к уча­стию в про­ек­те про­из­во­ди­те­ли соот­вет­ству­ю­щих ком­плек­ту­ю­щих. Экс­пер­ты из фирм Claas, FPT, GIMA и ZF долж­ны были оце­нить износ дета­лей. Они помог­ли нам с постав­кой новых дета­лей для срав­не­ния, а так­же с изме­ри­тель­ной аппа­ра­ту­рой для оцен­ки сте­пе­ни износа.

Старт

По прав­де гово­ря, мы до кон­ца не пред­став­ля­ли, что нас ожи­да­ет, когда в кон­це янва­ря это­го года откры­ли воро­та мастер­ской. Разу­ме­ет­ся, цель вполне понят­на: разо­брать трак­тор Axion, при­чем до послед­не­го бол­та, что­бы оце­нить износ. Одна­ко так ли про­сто будет все разо­брать? Сколь­ко при­ки­пев­ших бол­тов и гаек будет свер­ну­то? Удаст­ся ли соблю­сти гра­фик про­ек­та? Мало того, что дета­ли нуж­но демон­ти­ро­вать, их надо очи­стить, изме­рить, про­ве­сти фото- и видео­съем­ку. При­чем слож­ность состо­я­ла и в том, что опы­та реа­ли­за­ции подоб­но­го про­ек­та в обла­сти сель­хоз­ма­ши­но­стро­е­ния ни у кого из нас про­сто не было. Одна­ко, несмот­ря на это, все участ­ни­ки с нетер­пе­ни­ем ожи­да­ли нача­ла реа­ли­за­ции про­ек­та. Коман­да из деся­ти меха­ни­ков, в чис­ле кото­рых были не толь­ко опыт­ные масте­ра, но и прак­ти­кан­ты из раз­лич­ных под­раз­де­ле­ний фир­мы Claas, отсут­стви­ем моти­ва­ции не страдала.

После пер­вич­но­го осмот­ра «паци­ен­та» при­шло вре­мя оза­бо­тить­ся орга­ни­за­ци­ей хра­не­ния огром­но­го коли­че­ства инстру­мен­тов: все их при­вез­ли с собой. Соб­ствен­но раз­груз­ка инстру­мен­тов заня­ла немно­го вре­ме­ни, а вот гра­мот­ная и акку­рат­ная рас­клад­ка потре­бо­ва­ла уже боль­ших уси­лий. Одна­ко вско­ре все «хирур­ги­че­ские набо­ры», будь то гай­ко­вер­ты с тор­це­вы­ми голов­ка­ми, гаеч­ные клю­чи, «тре­щот­ки», съем­ни­ки, тро­сы и подъ­ем­ные цеп­ные бло­ки рас­по­ло­жи­лись на рабо­чих сто­лах. После корот­ко­го обсуж­де­ния пер­вич­ных пла­нов было при­ня­то реше­ние: «Начи­на­ем!»

Не про­шло и трех часов, а «паци­ент» уже мало похо­дил на трак­тор. Были демон­ти­ро­ва­ны капот, кры­лья, коле­са и каби­на – в общем все круп­ные навес­ные дета­ли, а то, что оста­лось от трак­то­ра, поко­и­лось на стой­ках. После это­го под трак­то­ром был собран ста­пель с подвиж­ны­ми стой­ка­ми. Без это­го раз­де­лить такие агре­га­ты, как перед­ний мост, дви­га­тель, короб­ку пере­дач и зад­ний мост вме­сте с меха­низ­мом зад­ней навес­ки, про­сто нель­зя, посколь­ку трак­тор име­ет без­рам­ную кон­струк­цию. В нем нет даже перед­ней полу­ра­мы. Ее функ­цию выпол­ня­ет кор­пус кар­те­ра дви­га­те­ля. Впро­чем, несмот­ря на кажу­щу­ю­ся слож­ность, бла­го­да­ря опыт­ным «гай­ко­вер­там» из коман­ды, все про­шло глад­ко. Так что к вече­ру перед­няя ось, дви­га­тель, короб­ка пере­дач и зад­ний мост были раз­ве­де­ны по раз­ным углам мастер­ской в ожи­да­нии зав­траш­не­го при­бы­тия спе­ци­а­ли­стов по их изго­тов­ле­нию. От трак­то­ра на месте раз­бор­ки ниче­го не оста­лось. При­чем, как гово­рят в кино, в про­цес­се съе­мок никто не постра­дал. Если не счи­тать одной свер­ну­той гай­ки «на сем­на­дцать» и двух повре­жден­ных дере­вян­ных пал­лет, на кото­рые реши­ли нагру­зить боль­ше, чем они смог­ли выдержать.

«Кардиохирургия»

Серд­цем наше­го трак­то­ра Axion 920 явля­ет­ся ряд­ный шести­ци­лин­дро­вый дизель­ный дви­га­тель Cursor 9 про­из­вод­ства фир­мы Fiat PowerTrain (FPT). Он име­ет рабо­чий объ­ем 8,7 лит­ра и мак­си­маль­ную мощ­ность 232 кВт (315 л. с.). Для соот­вет­ствия евро­пей­ским эко­ло­ги­че­ским тре­бо­ва­ни­ям дви­га­тель осна­щен систе­мой селек­тив­ной ката­ли­ти­че­ской ней­тра­ли­за­ции (SCR). Напом­ним, что дви­га­тель, преж­де чем попасть на раз­бор­ку, отра­бо­тал почти 3500 мото­ча­сов. Несмот­ря на то что дан­ный трак­тор исполь­зо­вал­ся в испы­та­ни­ях, ухо­ду за ним и его обслу­жи­ва­нию уде­ля­лось зна­чи­тель­ное внимание.

– По прав­де гово­ря, мы не зна­ли, в каком состо­я­нии он ока­жет­ся, когда мы его вскро­ем, – рас­ска­зы­ва­ет Ману­э­ла Мар­те­на, ответ­ствен­ная за обес­пе­че­ние каче­ства в FPT. – Трак­тор исполь­зо­вал­ся на тестах, а зна­чит, рабо­тал на пре­де­ле сво­их возможностей.

– Мы виде­ли, что сна­ру­жи мотор выгля­дит хоро­шо. Но нас потряс­ло то, что внут­ри так­же все отлич­но, – пояс­ня­ет Луи­джи-Анто­нио Фино, инже­нер-испы­та­тель FPT.

Итак, начнем сверху…

После демон­та­жа кла­пан­ной крыш­ки мы полу­чи­ли воз­мож­ность осмот­реть коро­мыс­ла кла­па­нов. Их рабо­той управ­ля­ют кулач­ки рас­пре­де­ли­тель­но­го вала, а они, в свою оче­редь, отве­ча­ют за рабо­ту пар кла­па­нов, опре­де­ляя, когда им сле­ду­ет открыть­ся, для того что­бы выпу­стить отра­бо­тан­ные газы или, наобо­рот, впу­стить внутрь воз­дух. На осях, где кре­пят­ся коро­мыс­ла, так же как и на рас­пред­ва­ле нет совер­шен­но ника­ких кана­вок или поло­сок. Нет их и на кулач­ках рас­пред­ва­ла и даже на под­шип­ни­ках, в кото­рых вра­ща­ет­ся этот вал.

Сняв голов­ку бло­ка цилин­дров и пере­вер­нув ее, мы полу­ча­ем доступ к осмот­ру камер сго­ра­ния и кла­па­нов. Голов­ки кла­па­нов нахо­дят­ся в отлич­ном состо­я­нии. С сед­ла­ми кла­па­нов так­же все хоро­шо, их как буд­то лишь недав­но при­тер­ли. Спе­ци­а­ли­сты FTP пояс­ни­ли, что столь хоро­ший резуль­тат по их мне­нию был полу­чен, бла­го­да­ря осо­бой кон­струк­ции систе­мы ней­тра­ли­за­ции отра­бо­тан­ных газов. «Мы в дви­га­те­ли не уста­нав­ли­ва­ем систе­му рецир­ку­ля­ции отра­бо­тан­ных газов. Бла­го­да­ря это­му, нам уда­лось сни­зить тем­пе­ра­ту­ру вос­пла­ме­не­ния сме­си, что, в свою оче­редь, поло­жи­тель­ным обра­зом ска­зы­ва­ет­ся на сро­ке служ­бы дета­лей. К тому же в этом слу­чае мини­ми­зи­ро­ван риск попа­да­ния в каме­ру сго­ра­ния посто­рон­них при­ме­сей», – пояс­ня­ет Ману­э­ла Мартена.

При осмот­ре гильз цилин­дров отчет­ли­во замет­но, что, несмот­ря на нара­бот­ку 3500 мото­ча­сов, на рабо­чей поверх­но­сти цилин­дра сохра­ни­лись сле­ды кре­сто­вой шли­фов­ки, нане­сен­ной при пер­вич­ном хонин­го­ва­нии. Нет сле­дов изно­са и на порш­нях, мас­ло­съем­ных и ком­прес­си­он­ных коль­цах. Лишь на кром­ке одной из гильз был заме­тен уча­сток с затер­той глян­це­вой поверх­но­стью, воз­ник­ший от дви­же­ния мас­ло­съем­но­го коль­ца. Инте­ре­сен тот факт, что гля­нец име­ет не вся поверх­ность по кру­гу в этом месте, а лишь ее треть. При­чем ника­ких зади­ров или цара­пин нет, про­сто струк­ту­ра поверх­но­сти – другая.

– Поче­му это про­изо­шло, мы, чест­но гово­ря, не зна­ем, – пояс­ни­ли спе­ци­а­ли­сты FTP, – воз­мож­но, в этой точ­ке мас­ло­съем­ное коль­цо сопри­ка­са­лось с поверх­но­стью гиль­зы, когда пор­шень попа­дал в верх­нюю мерт­вую точ­ку, а когда пор­шень устрем­лял­ся обрат­но вниз, и про­ис­хо­дил этот про­цесс. Отме­тим, что на ком­прес­сию, а зна­чит и на мощ­ность, это совер­шен­но не повлияло.

Ниж­няя часть дви­га­те­ля, состо­я­щая из колен­ча­то­го вала, вкла­ды­шей и опор корен­ных под­шип­ни­ков, так­же пока­за­ла себя с луч­шей сто­ро­ны. Понять, что дви­га­тель уже име­ет нема­лую нара­бот­ку, мож­но было лишь по изме­не­нию цве­та вкла­ды­шей и сопри­ка­са­ю­щих­ся с ними частей колен­ча­то­го вала. Одна­ко гово­рить о нали­чии здесь изно­са было бы край­ним пре­уве­ли­че­ни­ем. Сей­час дви­га­те­ли изна­чаль­но про­ек­ти­ру­ют и про­из­во­дят тех­но­ло­ги­че­ски более слож­ны­ми. Про­стой при­мер: если неко­то­рое вре­мя назад зад­нюю часть колен­ва­лов трак­то­ров вен­чал про­стой махо­вик, то здесь уже сто­ит двух­мас­со­вый махо­вик с гаси­те­лем кру­тиль­ных коле­ба­ний. Он луч­ше ниве­ли­ру­ет раз­лич­ный дис­ба­ланс, воз­ни­ка­ю­щий на кар­дан­ном валу в про­цес­се рабо­чих так­тов дви­га­те­ля. Бла­го­да­ря это­му, дви­га­тель не толь­ко рабо­та­ет более рав­но­мер­но, но и с мень­шим износом.

Коробка… коробочка

Совре­мен­ные бес­сту­пен­ча­тые транс­мис­сии с раз­де­ле­ни­ем пото­ка мощ­но­сти посто­ян­но кри­ти­ку­ют за отсут­ствие выда­ю­щих­ся дости­же­ний по сро­ку служ­бы. Их кон­струк­ция гораз­до слож­нее, чем у тра­ди­ци­он­но­го обо­ру­до­ва­ния, пере­клю­ча­ю­ще­го пере­да­чи под нагруз­кой. Вме­сте с тем удоб­ство управ­ле­ния трак­то­ром с бес­сту­пен­ча­той короб­кой вряд ли кто-либо будет отри­цать. Что же каса­ет­ся эффек­тив­но­сти рабо­ты в том же диа­па­зоне хода, то она в совре­мен­ных моде­лях у совре­мен­ных трак­тор­ных «авто­ма­тов» и «бес­сту­пен­ча­тых» прак­ти­че­ски оди­на­ко­ва. Основ­ные же отка­зы в рабо­те бес­сту­пен­ча­тых транс­мис­сий воз­ни­ка­ют в резуль­та­те непра­виль­ной экс­плу­а­та­ции. Как же обсто­ят дела в бес­сту­пен­ча­той транс­мис­сии Eccom 3.0 фир­мы ZF, кото­рая уста­нов­ле­на на нашем Axion 920?

– Наши транс­мис­сии спо­соб­ны в сред­нем отра­бо­тать до 10 000 мото­ча­сов без каких-либо про­блем. Они рас­счи­та­ны на это и про­шли соот­вет­ству­ю­щие испы­та­ния, – рас­ска­зы­ва­ет спе­ци­а­лист отде­ла раз­ра­бот­ки транс­мис­сии фир­мы ZF Иоган­нес Циг­лер. Разу­ме­ет­ся, срок служ­бы транс­мис­сии в кон­крет­ном трак­то­ре зави­сит от направ­ле­ния его исполь­зо­ва­ния (транс­порт­ные рабо­ты или основ­ная поч­во­об­ра­бот­ка и т. д.). От это­го зави­сит сте­пень нагруз­ки на раз­лич­ные дета­ли транс­мис­сии и, сле­до­ва­тель­но, интен­сив­ность их изно­са. Напом­ним, что при­мер­но поло­ви­на успе­ха в борь­бе за дол­гую жизнь транс­мис­сии зави­сит от соблю­де­ния интер­ва­лов тех­ни­че­ско­го обслу­жи­ва­ния. Все дета­ли транс­мис­сии рас­счи­та­ны на общий срок ее служ­бы. Поэто­му в боль­шин­стве слу­ча­ев нет смыс­ла в точеч­ном ремон­те транс­мис­сии с очень высо­кой нара­бот­кой, так как все осталь­ные дета­ли будут иметь крайне низ­кий оста­ток ресурса.

Во мно­гом ресурс транс­мис­сии зави­сит и от ее пра­виль­ной экс­плу­а­та­ции. Необ­хо­ди­мо избе­гать частых и силь­ных тор­мо­же­ний за счет рез­ко­го при­ну­ди­тель­но­го изме­не­ния пере­да­точ­но­го чис­ла, а так­же рабо­ты в непра­виль­но выбран­ном диа­па­зоне хода. «Мы как про­из­во­ди­тель транс­мис­сии, поста­ра­лись упро­стить про­цесс управ­ле­ния. Бла­го­да­ря нали­чию авто­ма­ти­че­ско­го пере­клю­че­ния диа­па­зо­нов хода, веро­ят­ность фаталь­ных оши­бок в про­цес­се рабо­ты фак­ти­че­ски све­де­на к нулю, – пояс­ня­ет И. Циглер.

Теперь давай­те взгля­нем на фрик­ци­он­ные дис­ки, отве­ча­ю­щие за пере­клю­че­ние диа­па­зо­нов перед­не­го и зад­не­го хода. При осмот­ре веду­щих дис­ков с наклад­ка­ми и ведо­мых ста­но­вит­ся замет­но, что после 3500 мото­ча­сов сле­дов неже­ла­тель­но­го изно­са здесь нет. «Вид­на рав­но­мер­ная поверх­ност­ная струк­ту­ра как в цен­тре, так и по кра­ям дис­ков. Здесь все абсо­лют­но в поряд­ке», – отме­ча­ет И. Циглер.

Пакет фрик­ци­он­ных дис­ков рабо­та­ет в мас­ля­ной ванне. Меж­ду дис­ка­ми уста­нов­ле­ны пру­жин­ные коль­ца, кото­рые обес­пе­чи­ва­ют раз­де­ле­ние дис­ков внут­ри паке­та. Все они так­же име­ют оди­на­ко­вую фор­му и не отли­ча­ют­ся друг от дру­га вели­чи­ной изно­са. «Бла­го­да­ря тому, что фрик­ци­он­ные дис­ки нахо­дят­ся в сырой мас­ля­ной ванне, они фак­ти­че­ски явля­ют­ся необ­слу­жи­ва­е­мы­ми. C дру­гой сто­ро­ны, это обес­пе­чи­ва­ет их пра­виль­ное охла­жде­ние», – объ­яс­ня­ет спе­ци­а­лист ZF.

Одна­ко успеш­но все будет рабо­тать лишь в том слу­чае, если нет про­блем с мас­лом. Если же име­ет место «мас­ля­ное голо­да­ние» и фрик­ци­он­ные дис­ки рабо­та­ют сухи­ми, то при оче­ред­ном вклю­че­нии ревер­са весь пакет может запро­сто ока­зать­ся в мастер­ской на ремон­те. Ана­ло­гич­ная ситу­а­ция воз­мож­на и в слу­чае загряз­не­ния мас­ла. Или же при тех­об­слу­жи­ва­нии зали­ли не ту мар­ку мас­ла: мас­ля­ные кана­лы очень неболь­шие и очень чув­стви­тель­ны к загряз­не­ни­ям. В нашем слу­чае здесь все в поряд­ке. Наклад­ки на дис­ках, конеч­но, уже шеро­хо­ва­тые: пакет фрик­ци­о­нов отра­бо­тал нема­ло. Но харак­тер шеро­хо­ва­то­сти оди­на­ков по всей поверх­но­сти. Это зна­чит, что про­блем со смаз­кой фрик­ци­о­ны не испы­ты­ва­ли. «Если бы трак­тор актив­но рабо­тал с фрон­таль­ным погруз­чи­ком, когда реверс исполь­зу­ет­ся гораз­до чаще, износ паке­та фрик­ци­о­нов был бы замет­нее», – пояс­нил Иоган­нес Циглер.

Дру­гая деталь транс­мис­сии, к кото­рой предъ­яв­ля­ют­ся осо­бые тре­бо­ва­ния, – вход­ной (пер­вич­ный) вал. Он дол­жен пере­да­вать всю мощ­ность дви­га­те­ля трак­то­ра на его транс­мис­сию. Кру­тя­щий момент на нашем Axion 920 состав­ля­ет 1350 Н*м.

Наря­ду с функ­ци­ей сцеп­ле­ния двух агре­га­тов, важ­но оце­нить уплот­не­ния кор­пу­са короб­ки в этом месте. Нема­лая сила, кото­рая дей­ству­ет на вал, может при­ве­сти к нару­ше­нию гер­ме­тич­но­сти, что, в конеч­ном ито­ге, при­ве­дет к утеч­кам мас­ла из короб­ки. Что­бы это­го не про­ис­хо­ди­ло, здесь преду­смот­ре­но уплот­ни­тель­ное коль­цо со слож­ным про­фи­лем (R-ring). Оно уста­нов­ле­но меж­ду вход­ным валом и кор­пу­сом бес­сту­пен­ча­той транс­мис­сии. Бла­го­да­ря тому что на него изнут­ри воз­дей­ству­ет дав­ле­ние мас­ла, кор­пус транс­мис­сии со сто­ро­ны соеди­не­ния с дви­га­те­лем абсо­лют­но гер­ме­ти­чен. Так что если тре­бу­ет­ся про­ве­рить уплот­не­ние, надо искать коль­цо на вход­ном валу. В нашем слу­чае про­блем с гер­ме­тич­но­стью из-за изно­са мы не увидели.

На вход­ном валу нахо­дят­ся так­же пять мас­ля­ных кана­лов, кото­рые обес­пе­чи­ва­ют смаз­ку и охла­жде­ние паке­тов фрик­ци­о­нов. Чуть даль­ше по оси вала уста­нов­лен мас­сив­ный шари­ко­вый под­шип­ник, запрес­со­ван­ный в кор­пус транс­мис­сии. «Этот под­шип­ник рас­счи­тан на более чем 10 000 мото­ча­сов рабо­ты», – про­ком­мен­ти­ро­вал И. Циг­лер. Если и про­ис­хо­дит повре­жде­ние под­шип­ни­ка, то оно быва­ет свя­за­но лишь с изло­мом зуба на шестерне. В этом слу­чае либо транс­мис­сия начи­на­ет пло­хо рабо­тать, а под­шип­ник «рас­сы­па­ет­ся», либо она бло­ки­ру­ет­ся полностью.

Основ­ны­ми эле­мен­та­ми бес­сту­пен­ча­той транс­мис­сии с раз­де­ле­ни­ем пото­ка мощ­но­сти явля­ют­ся два пла­не­тар­ных редук­то­ра, кото­рые сум­ми­ру­ют гид­ро­ста­ти­че­скую и меха­ни­че­скую часть при­во­да. Ни на одной из их шесте­рен мы не отме­ти­ли сле­дов чрез­мер­но­го изно­са. Хоро­шо замет­но, как их зубья вхо­дят в зацеп­ле­ние. А вот насколь­ко они вхо­дят, отчет­ли­во вид­но по поверх­ност­ной струк­ту­ре зубьев. Здесь после 3500 мото­ча­сов сле­ды изно­са минимальные.

Если бы наш трак­тор рабо­тал лишь на тяже­лых рабо­тах, свя­зан­ных с поч­во­об­ра­бот­кой, то износ был бы несколь­ко боль­шим. В нашем же слу­чае трак­тор пора­бо­тал как на поч­во­об­ра­бот­ке, так на транс­порт­ных рабо­тах. Поэто­му износ поверх­но­стей шесте­рен рав­но­ме­рен. Ска­за­лось и нор­маль­ное тех­ни­че­ское обслу­жи­ва­ние. Отме­тим, что в общем для дан­но­го типа транс­мис­сии более щадя­щи­ми по отно­ше­нию к ее ком­по­нен­там явля­ют­ся транс­порт­ные рабо­ты. Даже если трак­тор, как в нашем слу­чае, тас­кал тяже­лые само­сваль­ные при­це­пы. В этом слу­чае мак­си­маль­ная нагруз­ка дей­ству­ет не посто­ян­но, а пери­о­ди­че­ски. Ска­жем, когда трак­тор везет пол­но­стью загру­жен­ный при­цеп на кру­тую гору. В слу­чае же с поч­во­об­ра­бот­кой транс­мис­сия все­гда нагру­же­на по мак­си­му­му. Разу­ме­ет­ся, пока поч­во­об­ра­ба­ты­ва­ю­щее ору­дие или агре­гат нахо­дят­ся в почве.

Основная опора

Зад­няя ось на нашем Axion 920 отра­бо­та­ла без­от­каз­но. Ее про­из­во­ди­те­лем явля­ет­ся фран­цуз­ская фир­ма GIMA, дочер­няя ком­па­ния кон­цер­на Claas. Основ­ны­ми эле­мен­та­ми, кото­рые инте­ре­со­ва­ли нас, были диф­фе­рен­ци­ал и дис­ко­вые тор­мо­за. Пото­му что к ним в трак­то­рах это­го тяго­во­го клас­са тре­бо­ва­ния особые.

Нач­нем с диф­фе­рен­ци­а­ла. На веду­щей и ведо­мой шестер­нях глав­ной пере­да­чи сле­ды изно­са при­сут­ству­ют, одна­ко износ не чрез­мер­ный. Зацеп­ле­ние – рав­но­мер­ное, мож­но раз­гля­деть даже часть пер­вич­ной поверх­но­сти зубьев веду­щей шестер­ни. Это же каса­ет­ся и меха­низ­ма бло­ки­ров­ки диф­фе­рен­ци­а­ла. Здесь так­же все выгля­дит вполне при­лич­но: бло­ки­ров­ку задей­ство­ва­ли не так часто. Ина­че это было бы замет­но хотя бы по изме­не­нию цве­та фрик­ци­он­ных дисков.

Теперь о тор­моз­ных дис­ках. Мы сра­зу заме­ти­ли неболь­шое изме­не­ние цве­та их поверх­но­сти. «Трак­тор мно­го «отпа­хал» на транс­порт­ных рабо­тах», – пояс­нил Пас­каль Ланд­ри из отде­ла раз­ра­бот­ки фир­мы GIMA. И Пас­каль абсо­лют­но прав! «Изме­не­ние окрас­ки – это не так уж опас­но: на дис­ках нет зади­ров и кана­вок», – доба­вил Пас­каль. Дис­ки не пове­ло, их все­го лишь немно­го «пере­гре­ли». При­чем изме­не­ние окрас­ки про­изо­шло лишь там, где тол­щи­на дис­ков несколь­ко мень­ше, чем в дру­гих местах, напри­мер в местах про­хо­да мас­ля­ных кана­лов, при­зван­ных охла­ждать диск. Одна­ко, несмот­ря на это, охла­жде­ние было доста­точ­ным. В ином слу­чае тор­моз­ные наклад­ки при­шли бы в негод­ность или были бы силь­но изно­ше­ны. Одна­ко с ними все в поряд­ке. Неболь­шое изме­не­ние цве­та есть и у поверх­но­сти дис­ков сцеп­ле­ния ВОМа.

– Это про­изо­шло пото­му, что кто-то рез­ко под­клю­чал ВОМ на трак­то­ре во вре­мя дви­же­ния, – пояс­нил спе­ци­а­лист фир­мы GIMA. Так что, как и в слу­чае с диф­фе­рен­ци­а­лом, вывод тот же: трак­тор мно­го участ­во­вал в транс­порт­ных рабо­тах. «Если бы он рабо­тал боль­шей частью на поч­во­об­ра­бот­ке, то износ тор­моз­ных дис­ков дол­жен был быть несколь­ко мень­шим, а соеди­ни­тель­ных – боль­шим», – отме­тил Пас­каль Ланд­ри. – К сто­я­ноч­но­му тор­мо­зу пре­тен­зий нет. Часто трак­то­ри­сты совер­ша­ют типич­ную ошиб­ку, пыта­ясь поста­вить на «руч­ник» ска­ты­ва­ю­щий­ся трак­тор с гру­зом, не задей­ствуя при этом основ­ные тор­мо­за. Это может при­ве­сти к тяже­лым последствиям!

– И еще одно неболь­шое заме­ча­ние. В послед­нее вре­мя ниж­ни­ми тяга­ми навес­ки поль­зо­ва­лись ред­ко. Это замет­но по верх­ним бол­там ее тяг. Их дав­но не шпри­це­ва­ли. Конеч­но, в этом нет ниче­го ужас­но­го и это мож­но быст­ро испра­вить. Но когда бол­ты осно­ва­тель­но заржа­ве­ют, не удив­ляй­тесь, что при навес­ке ору­дия гид­рав­ли­ка рабо­та­ет мед­лен­но или вооб­ще не рабо­та­ет, – резю­ми­ро­вал спе­ци­а­лист фир­мы GIMA. Так что, наря­ду с заме­ной мас­ла и филь­тров при тех­об­слу­жи­ва­нии, не сто­ит забы­вать и о таких, каза­лось бы, мело­чах, как смаз­ка соеди­не­ний. Под­час это име­ет боль­шое значение!

Итоги

Наш про­ект подо­шел к кон­цу, и после неде­ли напря­жен­ной рабо­ты по раз­бор­ке трак­то­ра до послед­не­го бол­та, диа­гно­сти­ки и под­го­тов­ки фото­ма­те­ри­а­лов наша коман­да зна­ет, что зада­ча была успеш­но реше­на. Мы полу­чи­ли инте­рес­ные резуль­та­ты в про­цес­се оцен­ки дета­лей, неза­бы­ва­е­мые впе­чат­ле­ния и хоро­шие фотографии.

Как уже было отме­че­но ранее, сего­дня конеч­но­му потре­би­те­лю прак­ти­че­ски невоз­мож­но без посто­рон­ней помо­щи быст­ро оце­нить износ быв­ше­го в упо­треб­ле­нии трак­то­ра, кото­рый он пла­ни­ру­ет при­об­ре­сти. А рынок имен­но этих машин пред­став­ля­ет наи­боль­ший инте­рес для мно­гих. Двух- или трех­лет­ка как аль­тер­на­ти­ва ново­му трак­то­ру – поче­му нет?

Нашим про­ек­том мы хоте­ли повы­сить осве­дом­лен­ность, про­яс­нить неко­то­рые тех­ни­че­ские аспек­ты и под­черк­нуть клю­че­вые момен­ты. Сего­дня основ­ные про­бле­мы, с кото­ры­ми мож­но столк­нуть­ся при покуп­ке, – не полом­ка сцеп­ле­ния или про­би­тая про­клад­ка голов­ки бло­ка цилин­дров. Ско­рее, это будут про­бле­мы с фор­сун­ка­ми или саль­ни­ка­ми, кото­рые «ост­ро реа­ги­ру­ют» на жела­ние сэко­но­мить на каче­ствен­ном топ­ли­ве и смаз­ке. Все­го это­го конеч­но у наше­го «паци­ен­та» не наблю­да­лось. Ска­за­лось каче­ствен­ное и свое­вре­мен­ное обслу­жи­ва­ние. Или, пере­фра­зи­руя извест­ную посло­ви­цу: «Как сма­жешь, так и поедешь!»

Читайте также