Фото: фирма

Атланты расправили плечи

Фото: фирма

Редакция НСХ

Редакция журнала «Новое сельское хозяйство»


Маттиас Мумме, traction, ФРГ

Поделитьтся

Все наде­ют­ся, что 2020 год ста­нет уро­жай­ным, что зер­но­убо­роч­ным ком­бай­нам будет доста­точ­но рабо­ты, несмот­ря ни на что. Ста­ло быть, не поме­ша­ет сде­лать обзор новых серий и моде­лей, появив­ших­ся на рын­ке за послед­ние несколь­ко лет.

Обзор рынка зерноуборочных комбайнов

За послед­ние пару-трой­ку лет рынок зер­но­убо­роч­ных ком­бай­нов при­хо­дил в вол­не­ние от появ­ле­ния новых тех­ни­че­ских реше­ний неод­но­крат­но. При­чем реше­ния эти были не обя­за­тель­но боль­шой зна­чи­мо­сти. Суе­ту сво­и­ми раз­ра­бот­ка­ми при­внес каж­дый из «атлан­тов» сфе­ры про­из­вод­ства зер­но­убо­роч­ных ком­бай­нов: AGCO, пред­ло­жив миру моде­ли Ideal сра­зу двух брен­дов – Fendt и Massey Ferguson; Claas, пред­ста­вив летом 2019 года новое, совер­шен­но пере­ра­бо­тан­ное поко­ле­ние ком­бай­нов Lexion; Deutz-Fahr, выдав чере­ду боль­ших и малых нов­шеств; John Deere, обно­вив серии T и S и выве­дя на ган­но­вер­скую Agritechnica-2019 абсо­лют­ную новин­ку – двух­ро­тор­ник; Case IH и New Holland, модер­ни­зи­ро­вав свои модель­ные ряды; «Рост­сель­маш», заявив о новом уровне про­из­во­ди­тель­но­сти моде­лей Torum 785.

В мире жаток так­же мно­гое изме­ни­лось. Боль­шин­ство про­из­во­ди­те­лей ком­бай­нов осо­зна­ли пре­иму­ще­ства лен­точ­ных моде­лей и вклю­чи­ли их в свои акту­аль­ные пред­ло­же­ния. Но поз­во­лим себе оста­но­вить­ся на неко­то­рых нов­ше­ствах чуть подроб­нее.

AGCO

Зага­доч­ные, оде­тые в чер­ную ман­тию ком­бай­ны Ideal появи­лись в ката­ло­гах агков­ских брен­дов Fendt и Massey Ferguson еще в 2017 году. Модель­ные ряды изна­чаль­но вклю­ча­ли в себя три моде­ли, заказ кото­рых в Евро­пе был досту­пен как в колес­ном вари­ан­те, так и в испол­не­нии на полу­гу­се­нич­ном ходу. Ideal 7, «семе­роч­ка», осна­ща­ет­ся одним рото­ром, а моде­ли покруп­нее – Ideal 8 и 9 – уже дву­мя. 790-силь­ная «деся­точ­ка» (Ideal 10), появив­ша­я­ся в нояб­ре 2019 года, отли­ча­лась сво­ей про­из­во­ди­тель­но­стью, кото­рая была на 20 % выше по срав­не­нию с Ideal 9.

Не в послед­нюю оче­редь спо­соб­ство­ва­ли это­му уве­ли­че­ние общей пло­ща­ди обмо­ло­та до 4,54 кв. м и инте­гра­ция новой запа­тен­то­ван­ной систе­мы двух­уров­не­вой сепа­ра­ции общей пло­ща­дью 7,92 кв. м.

Повы­шен­ная про­из­во­ди­тель­ность и ново­вве­де­ния при этом нисколь­ко не отра­зи­лись на габа­ри­тах ком­бай­на. На всех моде­лях «иде­аль­но­го» ряда уста­нав­ли­ва­ют­ся рото­ры Helix дли­ной 4,83 м – самые длин­ные на совре­мен­ном рын­ке.

В пред­ло­же­нии жаток AGCO дела­ет став­ку на клас­си­че­ские лен­точ­ные моде­ли Powerflow / Superflow шири­ной захва­та до 12,20 м. Одна­ко и в слу­чае с высо­ко­про­из­во­ди­тель­ны­ми ком­бай­на­ми кон­церн решил соот­вет­ство­вать трен­ду: для Ideal 10 / 10T модель­ный ряд при­шлось рас­ши­рить, вклю­чив в него моде­ли с шири­ной захва­та, выхо­дя­щей за пре­де­лы 12,20 м.

Что каса­ет­ся модель­ных рядов кла­виш­ных ком­бай­нов обо­их брен­дов, то тут были пред­при­ня­ты свои обнов­ле­ния. Ком­бай­ны с гибрид­ной систе­мой обмо­ло­та порт­фо­лио брен­дов поки­ну­ли.

Case IH

На тер­ри­то­рии запад­но­го полу­ша­рия пла­не­ты Case IH оста­ет­ся един­ствен­ным про­из­во­ди­те­лем зер­но­убо­роч­ных ком­бай­нов с ротор­ной тех­но­ло­ги­ей обмо­ло­та. Все моде­ли Axial Flow (AF) одно­ро­тор­ные, что, по сути, явля­ет­ся основ­ным отли­чи­ем ком­бай­нов это­го брен­да от машин сест­рин­ско­го брен­да New Holland, моде­ли Twin Rotor кото­ро­го осна­ща­ют­ся двух­ро­тор­ной систе­мой обмо­ло­та. За послед­ние годы ком­бай­нам Case IH 40-го модель­но­го ряда на сме­ну при­шли модер­ни­зи­ро­ван­ные «пяти­де­сят­ки», для кото­рых свой­ствен­ны бóль­шие мощ­ность дви­га­те­ля и ско­рость выгруз­ки, усо­вер­шен­ство­ван­ный дизайн рото­ра и авто­ма­ти­за­ция про­цес­сов, а так­же соот­вет­ствие более жест­ким нор­мам ток­сич­но­сти выхлоп­ных газов.

Claas

Лето 2019 года ста­ло суще­ствен­ной вехой в ком­бай­но­стро­е­нии немец­ко­го про­из­во­ди­те­ля. Новое поко­ле­ние Lexion было пред­став­ле­но четырь­мя модель­ны­ми ряда­ми, при­шед­ши­ми на заме­ну серий Lexion 600 и 700. Хотя модель Lexion 8900 осна­ща­ет­ся дви­га­те­лем мощ­но­стью 790 л. с., а это новая высо­та мощ­но­сти ком­бай­нов Lexion в прин­ци­пе.

Кла­виш­ные моде­ли Lexion 5000 и Lexion 6000 осна­ща­ют­ся систе­мой обмо­ло­та APS Synflow Walker с пред­ва­ри­тель­ным уско­ре­ни­ем пото­ка мас­сы, уве­ли­чен­ным моло­тиль­ным бара­ба­ном (диа­метр 755 мм вме­сто 600 мм на ком­бай­нах стар­ше­го поко­ле­ния), допол­ни­тель­ным бара­ба­ном-сепа­ра­то­ром, кото­рый обес­пе­чи­ва­ет щадя­щий обмо­лот: низ­кая доля бито­го зер­на – тому сви­де­тель­ство. Совер­шен­ство­ва­ние моло­тиль­но-сепа­ри­ру­ю­ще­го устрой­ства повлек­ло за собой неко­то­рое уко­ра­чи­ва­ние соло­мот­ря­са.

Гибрид­ные ком­бай­ны серий 7000 и 8000 тоже полу­чи­ли моло­тиль­ный бара­бан боль­ше­го диа­мет­ра. Поми­мо того, у них име­ют­ся бара­бан-уско­ри­тель и 600-мил­ли­мет­ро­вый отбой­ный битер, рото­ры ново­го дизай­на диа­мет­ром 445 мм и дли­ной 4200 мм, обес­пе­чи­ва­ю­щие бóль­шую пло­щадь сепа­ра­ции. Все вме­сте это назы­ва­ет­ся моло­тиль­но-сепа­ри­ру­ю­щей систе­мой APS Synflow Hybrid.

Все моде­ли ком­бай­нов Lexion 5000 / 6000 / 7000 / 8000 доступ­ны к при­об­ре­те­нию с коле­са­ми боль­ше­го диа­мет­ра: до 2,15 м спе­ре­ди, в зави­си­мо­сти от моде­ли – до 1,75 м сза­ди. При жела­нии воз­мож­на постав­ка зер­но­убо­роч­ных машин на полу­гу­се­нич­ном ходу.

Что каса­ет­ся жаток, то еще в 2018 году появи­лись лен­точ­ные моде­ли Convio и Convio Flex (с гиб­ким режу­щим аппа­ра­том). Вме­сте с дву­мя млад­ши­ми моде­ля­ми они закры­ва­ют пред­ло­же­ние по ширине захва­та от 7,70 до 13,8 м (толь­ко Flex).

Deutz-Fahr

В 2019 году был выпу­щен ком­пакт­ный пяти­кла­виш­ный ком­байн C5305 мощ­но­стью 175 л. с. и с одно­ба­ра­бан­ной систе­мой обмо­ло­та. На сме­ну моде­лям 6040 и 6060 HTS при­шла модель C6205 TS. «Семи­ты­сяч­ни­ки» (C7000) удо­вле­тво­ря­ют теперь нор­мам ток­сич­но­сти выхлоп­ных газов Евро-5, а в серии C9000 появи­лась новая флаг­ман­ская модель C9306 TS. Эти ком­бай­ны обла­да­ют боль­шей пло­ща­дью сепа­ра­ции, бóльшим зер­но­вым бун­ке­ром, более высо­кой ско­ро­стью выгруз­ки, новым дизай­ном соло­мо­из­мель­чи­те­ля и обнов­лен­ным инте­рье­ром каби­ны. Усо­вер­шен­ство­ва­нию была под­верг­ну­та и кон­цеп­ция управ­ле­ния маши­ной.

John Deere

John Deere послед­ние годы пред­по­чи­тал зани­мать­ся модер­ни­за­ци­ей отдель­ных систем сво­их ком­бай­нов, кото­рые в конеч­ном ито­ге в той или иной сте­пе­ни повли­я­ли на про­из­во­ди­тель­ность машин. В резуль­та­те на сме­ну ротор­ни­кам S600 при­шла серия S700. Ком­бай­ны этой серии, как и пред­ше­ствен­ни­ки, постав­ля­ют­ся с авто­ма­ти­че­ски­ми систе­ма­ми интер­ак­тив­ной настрой­ки ком­бай­на ICA2 (Integrated Combine Adjustment) и оцен­ки уро­жай­но­сти Active Yield, а так­же с мно­го­функ­ци­о­наль­ным джой­сти­ком управ­ле­ния CommandPRO ново­го образ­ца. Доступ­ны для при­об­ре­те­ния жат­ки с мак­си­маль­ной шири­ной захва­та до 13,70 м, в том чис­ле и лен­точ­ные Draper и Flex-Draper.

В нояб­ре 2019 г. на ган­но­вер­ской выстав­ке ком­па­ния пред­ста­ви­ла про­то­тип абсо­лют­но ново­го сво­е­го двух­ро­тор­но­го (!) ком­бай­на – модель Х9, кото­рая с выхо­дом в мас­со­вое про­из­вод­ство летом 2020 года сме­стит S790 с его флаг­ман­ских пози­ций. У ком­бай­на X9, по инфор­ма­ции про­из­во­ди­те­ля, самый боль­шой про­пуск­ной канал систе­мы пода­чи. Вме­сте с уве­ли­чен­ной (по срав­не­нию с маши­на­ми серии S) пло­ща­дью обмо­ло­та и сепа­ра­ции это спо­соб­ство­ва­ло уве­ли­че­нию про­из­во­ди­тель­но­сти ком­бай­на (до 100 т / ч). Каче­ство обмо­ло­та при этом не оста­лось за бор­том вни­ма­ния. Ком­байн будет досту­пен для зака­за как на колес­ных дви­жи­те­лях, так и в полу­гу­се­нич­ном испол­не­нии. Воз­мож­но его осна­ще­ние лен­точ­ной жат­кой ново­го поко­ле­ния, обес­пе­чи­ва­ю­щей высо­кую про­пуск­ную спо­соб­ность на убор­ке мел­ко­се­мен­ных куль­тур.

Обно­ви­лась и Т-серия ком­бай­нов. Глав­ные нов­ше­ства здесь – подрес­со­рен­ные гусе­нич­ные дви­жи­те­ли и новые лен­точ­ные жат­ки PremiumFlow. Дора­бот­ку пре­тер­пе­ли систе­мы при­ну­ди­тель­ной сепа­ра­ции и очист­ки.

New Holland

Все эти годы «нью­хол­лан­дов­цы» вели рабо­ту над совер­шен­ство­ва­ни­ем модель­ных рядов CX и CR. У ротор­ни­ков (CR) появи­лось элек­тро­ре­гу­ли­ро­ва­ние поло­же­ния лопа­стей рото­ра и подрес­со­рен­ная защи­та от пере­груз­ки деки под­ба­ра­ба­нья, а так­же пода­ю­щий мас­су бара­бан (пита­тель). Доба­ви­лись соло­мо­из­мель­чи­тель и дефлек­тор ново­го образ­ца. Поми­мо все­го это­го, New Holland улуч­шил авто­ма­ти­че­ские настрой­ку ком­бай­на и регу­ли­ров­ку про­из­во­ди­тель­но­сти. В пред­ло­же­нии ком­па­нии име­ют­ся лен­точ­ные жат­ки.

Суще­ствен­но обно­ви­лись и кла­виш­ные моде­ли ком­бай­нов (СХ), повы­сил­ся уро­вень ком­фор­та рабо­ты для меха­ни­за­то­ра. В каче­стве опции впер­вые в 2020 году досту­пен сег­мент­ный моло­тиль­ный бара­бан для обес­пе­че­ния плав­ной рабо­ты на обмо­ло­те.

«Ростсельмаш»

Зер­но­убо­роч­ный ком­байн с шести­кла­виш­ным соло­мот­ря­сом RSM 161 (360 л.с.) появил­ся на рын­ке в 2015 году. Это была пер­вая двух­ба­ра­бан­ная модель в линей­ке ком­па­нии. Наклон­ная каме­ра RSM 161 отли­ча­ет­ся воз­мож­но­стью регу­ли­ров­ки угла ата­ки и нали­чи­ем уско­ря­ю­ще­го бара­ба­на.

Систе­му обмо­ло­та Tetra Processor обра­зу­ют бара­ба­ны: моло­тиль­ный с диа­мет­ром 800 мм и сепа­ри­ру­ю­щий – 750 мм. Актив­ная пло­щадь обмо­ло­та и сепа­ра­ции состав­ля­ет 3,3 кв. м. Настра­и­ва­е­мая под обмо­лот раз­лич­ных куль­тур «гиб­кая дека» обес­пе­чи­ва­ет дели­кат­ный обмо­лот. На Agritechnica-2019 была пред­став­ле­на вер­сия боль­шей мощ­но­сти (436 л.с.) с дви­га­те­лем, отве­ча­ю­щим нор­мам ток­сич­но­сти выхло­пов Stage V.

Из более моло­дых моде­лей сто­ит назвать четы­рех­кла­виш­ную Nova 330 (175 л. с.; для РФ – Nova 340, 180 л.с.). Ее моло­тиль­ный аппа­рат пред­став­лен одним моло­тиль­ным бара­ба­ном диа­мет­ром 600 мм. За счет двух­сек­ци­он­ной деки уве­ли­че­на пло­щадь обмо­ло­та. Преды­ду­щие моде­ли Vector и Acros по-преж­не­му в пред­ло­же­нии ком­па­нии.

Флаг­ма­ном брен­да на сего­дняш­ний день явля­ет­ся зер­но­убо­роч­ный Torum 770 (785 – для рос­сий­ско­го рын­ка, НСХ 4/19, с. 86) с одним рото­ром и вра­ща­ю­щей­ся декой. Для него доступ­но осна­ще­ние гусе­нич­ны­ми дви­жи­те­ля­ми Zuidberg, но без под­гон­ки пере­да­точ­но­го чис­ла. Каби­на у Torum 770 более ком­форт­ная, обзор­ная и шумо­изо­ли­ро­ван­ная.

Для убор­ки зер­но­вых пред­ла­га­ют­ся стан­дарт­ные жат­ки. Ведут­ся, одна­ко, раз­ра­бот­ки лен­точ­ной моде­ли.

Читайте также

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *