Занимательная оптика фотоаппарата

Занимательная оптика

Занимательная оптика фотоаппарата

Поделитьтся

Нали­чи­ем «зер­кал­ки», как часто назы­ва­ют циф­ро­вые фото­ап­па­ра­ты с зер­каль­ным видо­ис­ка­те­лем, сей­час нико­го не уди­вишь. Как же выбрать для нее объектив?

Посколь­ку мало кто в про­цес­се покуп­ки пер­во­го фото­ап­па­ра­та с зер­каль­ным видо­ис­ка­те­лем заду­мы­ва­ет­ся от том, что поми­мо воз­мож­но­стей само­го фото­ап­па­ра­та важ­но обра­щать вни­ма­ние и на то, какой объ­ек­тив потре­бу­ет­ся, боль­шин­ство поку­па­те­лей пред­по­чи­та­ют взять модель в ком­плек­те с объ­ек­ти­вом, кото­рый постав­ля­ет про­из­во­ди­тель. Здесь речь, конеч­но, не идет о про­фес­си­о­на­лах: они обыч­но поку­па­ют отдель­но «туш­ку» (от англ. body) и отдель­но объ­ек­тив. Но для обыч­но­го потре­би­те­ля вари­ант покуп­ки в набо­ре фото­ап­па­ра­та и «кито­во­го» (от англ. kit – набор) объ­ек­ти­ва под­час оправ­дан. Во-пер­вых, начи­на­ю­ще­му фото­лю­би­те­лю тре­бу­ет­ся понять, чего он хочет, а на это нуж­ны вре­мя и жела­ние. И никто не даст гаран­тии, что они будут, да и жела­ние со вре­ме­нем может «подо­стыть». А вари­ант покуп­ки набо­ра дает разум­ный ком­про­мисс по финан­сам. Одна­ко вре­мя идет, и вот вам уже недо­ста­точ­но «кито­во­го» объектива.

Для чего?

Этот вопрос надо поста­вить пер­вым. Ведь одно дело, если вас заин­те­ре­со­ва­ла порт-рет­ная съем­ка, а дру­гое дело – съем­ка при­род­ных ланд­шаф­тов или бра­тьев наших мень­ших в их есте­ствен­ной сре­де оби­та­ния. Посколь­ку все объ­ек­ти­вы име­ют раз­ные харак­те­ри­сти­ки (фокус­ное рас­сто­я­ние, све­то­си­ла и пр.), преж­де чем оста­но­вить­ся на кон­крет­ном типе, при­дет­ся бег­ло изу­чить их особенности.

Фокусное расстояние

Основ­ной харак­те­ри­сти­кой объ­ек­ти­ва явля­ет­ся фокус­ное рас­сто­я­ние. Если гово­рить про­сто, то это такая харак­те­ри­сти­ка, кото­рая пока­зы­ва­ет, насколь­ко объ­ек­тив уда­ля­ет или при­бли­жа­ет пред­мет. От фокус­но­го рас­сто­я­ния зави­сят угол зре­ния объ­ек­ти­ва и пер­спек­ти­ва. Фокус­ное рас­сто­я­ние ука­зы­ва­ет­ся в опи­са­нии объ­ек­ти­ва и изме­ря­ет­ся в мм. Для объ­ек­ти­вов, кото­рые име­ют пере­мен­ное фокус­ное рас­сто­я­ние («зумы»), он ука­зы­ва­ет­ся в виде диа­па­зо­на. Напри­мер, 18 – 200 мм. Боль­шин­ство люби­тель­ских камер име­ет мат­ри­цу умень­шен­но­го раз­ме­ра («кроп») и ука­зан­ные для объ­ек­ти­ва, ска­жем, 18 мм дают в реаль­но­сти дру­гой экви­ва­лент фокус­но­го рас­сто­я­ния. Для того что­бы полу­чить это чис­ло, необ­хо­ди­мо умно­жить фокус­ное рас­сто­я­ние на зна­че­ние кроп-фак­то­ра (напри­мер 1,5 или 1,6).

Светосила

Сле­ду­ю­щей харак­те­ри­сти­кой явля­ет­ся све­то­си­ла объ­ек­ти­ва. Она пока­зы­ва­ет, насколь­ко осла­бе­ва­ет све­то­вой поток, про­хо­дя через его опти­ку. Дан­ный пара­метр так­же ука­зы­ва­ет­ся в опи­са­нии в фор­ма­те 1: XX, либо f / XX. Чем мень­ше это чис­ло, тем боль­ше све­та про­пу­стит объ­ек­тив к мат­ри­це фото­ап­па­ра­та, а зна­чит, с мень­ши­ми выдерж­ка­ми и зна­че­ни­я­ми ISO мож­но будет сни­мать. Бюд­жет­ные объ­ек­ти­вы с пере­мен­ным фокус­ным рас­сто­я­ни­ем име­ют пере­мен­ную све­то­си­лу. Напри­мер, зна­че­ние f / 3,5 – 6,3 для объ­ек­ти­ва с фокус­ным рас­сто­я­ни­ем 18 – 270 мм будет озна­чать, что на 18 мм он име­ет зна­че­ние f / 3,5, а на 270 мм – уже f / 6,3. Если на объ­ек­ти­ве – един­ствен­ное зна­че­ние све­то­си­лы, а фокус­ное рас­сто­я­ние мож­но регу­ли­ро­вать, то гаран­ти­ру­ет­ся посто­ян­ная све­то­си­ла во всем диа­па­зоне фокус­но­го рас­сто­я­ния. Одна­ко такой объ­ек­тив сто­ит суще­ствен­но дороже.

Не стоит забывать и о…

Разо­брав­шись с основ­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми, сто­ит обра­тить вни­ма­ние на отсут­ствие / нали­чие в объ­ек­ти­ве ста­би­ли­за­то­ра изоб­ра­же­ния. Ведь, как пра­ви­ло, он встраи-вает­ся в объ­ек­тив. Из это­го пра­ви­ла есть лишь одно исклю­че­ние – «зер­кал­ки» Sony. В них функ­цию ста­би­ли­за­ции осу­ществ­ля­ет сам фото­ап­па­рат. Зачем же нуж­на функ­ция стабилизации?

Она при­зва­на ком­пен­си­ро­вать дро­жа­ние каме­ры при съем­ке. Конеч­но, при рабо­те в усло­ви­ях хоро­шей осве­щен­но­сти и при воз­мож­но­сти сни­мать с корот­кой выдерж-кой или же при съем­ке ста­тич­но­го объ­ек­та со шта­ти­ва ста­би­ли­за­тор не очень нужен. Но если све­та мало, то во избе­жа­ние тем­но­го кад­ра при­хо­дит­ся под­ни­мать зна­че­ние ISO и / или уве­ли­чи­вать выдерж­ку. А как извест­но, зна­че­ние выдерж­ки в обыч­ных усло­ви­ях не долж­но пре­вы­шать зна­че­ния выбран­но­го фокус­но­го рас­сто­я­ния, т. е. при съем­ке на фокус­ном рас­сто­я­нии, ска­жем, 100 мм выдерж­ка не долж­на пре­вы­шать 1 / 100 с, а луч­ше, если она будет еще на сту­пень выше. Ина­че кадр полу­чит­ся сма­зан­ным. Ста­би­ли­за­тор же поз­во­ля­ет сни­мать «с рук», исполь­зуя выдерж­ку на 1 – 2 сту­пе­ни (ино­гда выше) бóль­шую, чем теку­щее фокус­ное рас­сто­я­ние. Есте­ствен­но, такой объ­ек­тив доро­же, одна­ко эти затра­ты оправданны.

Еще одним момен­том, кото­рый сле­ду­ет учесть при выбо­ре объ­ек­ти­ва, явля­ет­ся при­вод авто­фо­ку­са. При­чем даже не сам момент нали­чия / отсут­ствия, а тип при­во­да. Дело в том, что в наи­бо­лее доро­гих моде­лях исполь­зу­ют­ся уль­тра­зву­ко­вые мотор­чи­ки, а в бюд­жет­ных – про­стые. Ско­рость фоку­си­ров­ки объ­ек­ти­вов с раз­ны­ми типа­ми при­во­да порой отли­ча­ет­ся на поря­док. На неко­то­рых моде­лях суще­ству­ет и вари­ант при­во­да авто­фо­ку­са от само­го аппа­ра­та (т. н. «отверт­ка»), одна­ко пред­на­зна­чен он преж­де все­го для сов­ме­сти­мо­сти со ста­ры­ми объ­ек­ти­ва­ми. К тому же это самый мед­лен­ный вариант.

Разу­ме­ет­ся, нуж­но учи­ты­вать и вопро­сы сов­ме­сти­мо­сти: каков тип креп­ле­ния объ­ек­ти­ва к фото­ап­па­ра­ту (бай­о­нет) и для како­го типа мат­ри­цы он пред­на­зна­чен. Бай­о­нет у каж­до­го про­из­во­ди­те­ля фото­ап­па­ра­тов свой. При­чем суще­ству­ют моди­фи­ка­ции как для пол­но­кад­ро­вых моде­лей, так и для «кроп­ну­тых». Дело в том, что объ­ек­тив, пред­на­зна­чен­ный для рабо­ты на пол­но­кад­ро­вом фото­ап­па­ра­те одно­го и того же про­из­во­ди­те­ля, обыч­но может успеш­но рабо­тать на «кроп­ну­том» аппа­ра­те того же про­из­во­ди­те­ля, а наобо­рот – не полу­чит­ся. Пол­но­кад­ро­вый объ­ек­тив будет про­еци­ро­вать изоб­ра­же­ние толь­ко на цен­траль­ную часть мат­ри­цы. Поми­мо объ­ек­ти­вов, изго­тов­лен­ных про­из­во­ди­те­лем само­го фото­ап­па­ра­та, на рын­ке мож­но встре­тить и сов­ме­сти­мые с таким фото­ап­па­ра­том объ­ек­ти­вы дру­гих фирм: Tamron, Tokina, Sigma и др., кото­рые ничем не усту­па­ют, а под­час и пре­вос­хо­дят «фир­мен­ные». Ино­гда один и тот же объ­ек­тив тако­го про­из­во­ди­те­ля встре­ча­ет­ся в вари­ан­тах с раз­ны­ми бай­о­не­та­ми. Прав­да, с раз­ны­ми каме­ра­ми они могут пока­зы­вать и раз­ные результаты.

Переходим к типам

Итак, суще­ству­ет два основ­ных типа объ­ек­ти­вов: «зум» (от англ. zoom) и «фикс» (от англ. fix). Пер­вые, как уже было отме­че­но, име­ют пере­мен­ное фокус­ное рас­сто­я­ние, а вто­рые – постоянное.

Сна­ча­ла рас­смот­рим «фик­сы». Посколь­ку в них отсут­ству­ет блок линз, кото­рый отве­ча­ет за уве­ли­че­ние, их кон­струк­ция намно­го про­ще, они лег­че. Мень­шее коли­че­ство линз озна­ча­ет и то, что такие объ­ек­ти­вы более рез­кие, име­ют луч­шие пока­за­те­ли све­то­си­лы. Они менее уни­вер­саль­ны, чем «зумы», зато пре­вос­хо­дят их по опти­че­ским харак­те­ри­сти­кам. «Фик­сы», как и любые дру­гие объ­ек­ти­вы, мож­но услов­но раз­де­лить на про­фес­си­о­наль­ные и люби­тель­ские. Послед­ние обла­да­ют более скром­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми по светосиле.

Теперь перей­дем к «зумам». С ними будет несколь­ко слож­нее. Они под­раз­де­ля­ют­ся как мини­мум на четы­ре подгруппы:
широ­ко­уголь­ные, нор­маль­ные, «супер-зумы» и телеобъективы.

Пер­вые пред­на­зна­че­ны в основ­ном для исполь­зо­ва­ния внут­ри поме­ще­ний для широ­ко­го охва­та кад­ра. Ведь в усло­ви­ях, когда «даль­ше стен­ки не отой­дешь», а объ­ект съем­ки – круп­ный, объ­ек­ти­вом с обыч­ным диа­па­зо­ном не обой­дешь­ся. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ны­ми диа­па­зо­на­ми фокус-ных рас­сто­я­ний в этой обла­сти явля­ют­ся 14 – 24 мм и 16 – 35 мм (для пол­но­кад­ро­вых матриц).

Нор­маль­ные «зумы» – наи­бо­лее попу­ляр­ные и часто исполь­зу­е­мые моде­ли. Они охва­ты­ва­ют фокус­ные рас­сто­я­ния 18 – 55 мм для «кроп» и 24 – 70 мм – для пол­но­кад­ро­вых мат­риц. Такие объ­ек­ти­вы хоро­шо под­хо­дят для съем­ки мно­гих сюже­тов и обу­че­ния. «Кито­вые» объ­ек­ти­вы отно­сят­ся обыч­но имен­но к этой кате­го­рии. Но все это люби­тель­ский класс: све­то­си­ла остав­ля­ет желать луч­ше­го. Про­фес­си­о­наль­ные же моде­ли дан­ной кате­го­рии име­ют посто­ян­ную све­то­си­лу во всем диа­па­зоне фокус­ных рас­сто­я­ний и хоро­шую резкость.

«Супер-зумы», или как их еще назы­ва­ют «тре­вел-зумы», отли­ча­ют­ся от обыч­ных лишь зна­че­ни­ем мак­си­маль­но­го фокус­но­го рас­сто­я­ния. Наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны моде­ли 18 – 200 для «кроп» и 28 – 300 – для пол­но­кад­ро­вых мат­риц. Хотя сей­час в мага­зине мож­но встре­тить и 16 – 300 – для умень­шен­ной мат­ри­цы. Такой объ­ек­тив может пере­крыть все потреб­но­сти начи­на­ю­ще­го фото­лю­би­те­ля на дол­гие годы, да и в каче­стве репор­таж­но­го он весь­ма неплох.

Одна­ко, разу­ме­ет­ся, за широ­кие воз­мож­но­сти при­хо­дит­ся пла­тить; при­чем не толь­ко руб­лем, но и све­то­си­лой. Такие объ­ек­ти­вы очень любят свет, да с авто­ма­ти­че­ской фоку­си­ров­кой в усло­ви­ях недо­ста­точ­ной осве­щен­но­сти воз­мож­ны проблемы.

Теле­объ­ек­ти­вы от обыч­но­го «зума» отли­ча­ют­ся уже и ниж­ним пока­за­те­лем фокус­но­го рас­сто­я­ния. Наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны 70 – 200 мм («кроп») и 70 – 300 мм (пол­но­кад­ро­вые). Хоро­шо они чув­ству­ют себя на репор­таж­ных сюже­тах: кон­фе­рен­ци­ях, раз­лич­ных меро­при­я­ти­ях, сва­дьбах. Так же как и все «зумы», они любят свет. Но в отли­чие от «супер-зумов», как пра­ви­ло, дают более рез­кую картинку.

Вместо итогов

Что ж, если вы все взве­си­ли и выбор сде­лан, оста­ет­ся лишь пой­ти и купить. Глав­ное, что­бы покуп­ка соот­вет­ство­ва­ла ожи­да­ни­ям. Но и эко­но­мить при этом не сто­ит. Ведь хоро­ший объ­ек­тив, разу­ме­ет­ся если вы оста­не­тесь при­вер­жен­цем той же фир­мы-про­из­во­ди­те­ля, может пере­жить не одну сме­ну фото­ап­па­ра­та. Да и в цене они теря­ют со вре­ме­нем мало. Вот такая зани­ма­тель­ная оптика.

Читайте также