Агросимулятор?

Алексей Андреев

Заместитель главного редактора журнала «Новое сельское хозяйство», редактор рубрик «Сельхозтехника», «Фирмы и новинки»

Поделитьтся

Почув­ствуй себя за штур­ва­лом само­ле­та, за рыча­га­ми тан­ка или за рулем гоноч­но­го боли­да! А если есть жела­ние попро­бо­вать себя в роли фер­ме­ра?

Компью­тер­ные игры раз­де­ля­ют по жан­рам. Нель­зя ска­зать, что жанр ком­пью­тер­ных симу­ля­то­ров / мене­дже­ров име­ет боль­шую ауди­то­рию. Но своя груп­па фана­тов у них есть. Еще бы! Игры-симу­ля­то­ры дают воз­мож­ность управ­лять тех­ни­кой, к кото­рой в обыч­ной жиз­ни не под­сту­пить­ся. Мно­гие хотя бы раз в жиз­ни хоте­ли уви­деть себя в роли пило­та, кто‑то – в роли тан­ки­ста, а кто‑то – в роли трак­то­ри­ста или ком­бай­не­ра. В послед­нем слу­чае на помощь может прий­ти игра Farming Simulator 17, появив­ша­я­ся осе­нью это­го года сра­зу на всех основ­ных ком­пью­тер­ных плат­фор­мах от PC и MAC, до кон­со­лей и мобиль­ных устройств.

Пофермерствуем?

По прав­де ска­зать, Farming Simulator – это некое соче­та­ние симу­ля­то­ра и эко­но­ми­че­ской стра­те­гии. Вам нуж­но будет не про­сто занять­ся воз­де­лы­ва­ни­ем сель­хоз­куль­тур, выра­щи­ва­ни­ем ско­та, про­из­вод­ством моло­ка и даже заго­тов­кой дре­ве­си­ны, но и выстра­и­вать эко­но­ми­че­скую модель про­из­вод­ства и сбы­та, а так­же зани­мать­ся раз­ви­ти­ем сво­е­го хозяй­ства.

Для зна­ком­ства с аза­ми игры в глав­ном меню преду­смот­ре­на функ­ция «Обу­че­ние», при исполь­зо­ва­нии кото­рой мож­но позна­ко­мить­ся с прин­ци­па­ми выра­щи­ва­ния основ­ных куль­тур, осно­ва­ми кор­мо­про­из­вод­ства и корм­ле­ния сель­ско­хо­зяй­ствен­ных живот­ных (сюда сле­ду­ет доба­вить и лесо­вод­ство). После чего, создав пер­со­наж и выбрав уро­вень слож­но­сти и кар­ту, вы с голо­вой погру­жа­е­тесь в забо­ты соб­ствен­но­го хозяй­ства.

Что производим?

Пока прак­ти­че­ски ниче­го. Ведь сво­ей зем­ли у нас все­го три неболь­ших поля, да и парк тех­ни­ки весь­ма ску­ден. А денег – мало! Поэто­му после убор­ки, про­ве­де­ния куль­ти­ва­ции и посе­ва на сво­их полях, при­дет­ся засу­чить рука­ва и идти уби­рать то, что вырас­ти­ли дру­гие. Бла­го потреб­ность в кон­тракт­ной убор­ке по сце­на­рию игры боль­шая, да и тех­ни­ка там своя не нуж­на. Ее предо­став­ля­ет хозя­ин поля. Глав­ное успеть убрать за отве­ден­ное на это зада­ние вре­мя.

Спектр доступ­ных сель­хоз­куль­тур зави­сит от кар­ты. Пол­ный спи­сок вклю­ча­ет в себя: пше­ни­цу, ячмень, рапс (кано­лу), сою, куку­ру­зу, кар­то­фель, сахар­ную свёк­лу, под­сол­неч­ник, тра­во­сме­си, сиде­ра­ты (редь­ку мас­лич­ную) и даже тополь для про­из­вод­ства щепы.

Что же каса­ет­ся живот­но­вод­ства, то стан­дарт­ный спи­сок вклю­ча­ет в себя коров, сви­ней и овец. Поми­мо это­го, изна­чаль­но на фер­ме есть неболь­шой курят­ник, одна­ко зна­чи­мо­го дохо­да от про­да­жи яиц ожи­дать не сто­ит. Курят­ник преду­смот­рен созда­те­ля­ми игры для анту­ра­жа: ведь куры по меха­ни­ке игры совер­шен­но не тре­бу­ют ухо­да и корм­ле­ния.

Растениеводство

К сожа­ле­нию, тех­но­ло­гия воз­де­лы­ва­ния всех сель­хоз­куль­тур, исполь­зу­е­мых в игре, одно­об­раз­на и нере­а­ли­стич­на. Это «мини­мал­ка» по фор­му­ле: «убрал куль­ту­ру, про­шел­ся куль­ти­ва­то­ром и впе­ред: сеять сно­ва». Раз в несколь­ко лет по замыс­лу раз­ра­бот­чи­ков все поля необ­хо­ди­мо под­вер­гать вспаш­ке. Аль­тер­на­ти­ва в виде глу­бо­ко­рых­ле­ния отсут­ству­ет напрочь.

Отме­тим, что на резуль­та­тах рабо­ты никак не ска­зы­ва­ет­ся тип ору­дия, при­ме­ня­е­мо­го для поч­во­об­ра­бот­ки. От харак­те­ри­стик кон­крет­ной моде­ли зави­сят лишь рас­ход топ­ли­ва и про­из­во­ди­тель­ность. Но боль­ше все­го удив­ля­ют момен­ты, когда сеял­кой для No-till пред­ла­га­ют рабо­тать по «мини­мал­ке», а кар­то­фе­ле­са­жал­ка без фре­зы с актив­ны­ми рабо­чи­ми орга­на­ми успеш­но наре­за­ет греб­ни сра­зу после лапо­во­го куль­ти­ва­то­ра или плу­га. В ходе обу­че­ния севу вам может прий­ти в голо­ву вопрос: «Зачем на трак­тор с неболь­шой полу­при­цеп­ной сеял­кой нуж­но наве­ши­вать фрон­таль­ный бал­ласт?»

Мало реа­лиз­ма и в части работ по ухо­ду за посе­ва­ми и вне­се­нию удоб­ре­ний. Несмот­ря на нали­чие в игре опрыс­ки­ва­те­лей, их функ­ции све­де­ны лишь к вне­се­нию жид­ких удоб­ре­ний. Поми­мо это­го, для повы­ше­ния уро­жай­но­сти мож­но задей­ство­вать раз­бра­сы­ва­те­ли мине­раль­ных удоб­ре­ний, цистер­ны для навоз­ной жижи и при­це­пы – раз­бра­сы­ва­те­ли наво­за. Каж­дое вне­се­ние удоб­ре­ний за пери­од веге­та­ции по алго­рит­му игры дает при­бав­ку уро­жай­но­сти 30 %. При­чем нет раз­ли­чий в том, что и в какой пери­од вно­сить. Вы може­те раз­бро­сать твер­дый навоз на уже созрев­ших зер­но­вых и все рав­но полу­чить при­бав­ку.
Исполь­зо­ва­ние средств защи­ты рас­те­ний в игре не преду­смот­ре­но.

Корма и животноводство

К про­цес­сам заго­тов­ки и раз­да­чи кор­мов пре­тен­зий несколь­ко мень­ше. Коше­ние, воро­ше­ние, исполь­зо­ва­ние при­це­пов-под­бор­щи­ков, кор­мо­убо­роч­ных ком­бай­нов или пресс-под­бор­щи­ков пока­за­ны реа­ли­стич­но. Это же каса­ет­ся убор­ки куку­ру­зы на силос. Непло­хо выгля­дит и логи­сти­че­ская цепоч­ка заклад­ки кор­мов на хра­не­ние. Руло­ны и тюки необ­хо­ди­мо отвез­ти на склад, а зеле­ную мас­су для сило­са и сена­жа – в тран­шею. В послед­нем слу­чае ее нуж­но утрам­бо­вать и укрыть плен­кой.

Осво­е­ние про­цес­са кор­мо­раз­да­чи остав­ля­ет после себя двой­ствен­ное впе­чат­ле­ние. С одной сто­ро­ны, импо­ни­ру­ет, что коров пред­по­ла­га­ет­ся кор­мить пол­но­ра­ци­он­ной кор­мо­сме­сью из сена, сена­жа и куку­руз­но­го сило­са. Но раз­ре­ша­ет­ся исполь­зо­вать и моно­корм. Одна­ко резуль­тат в этом слу­чае будет хуже.

С дру­гой сто­ро­ны, про­цесс загруз­ки кор­мо­сме­си­те­ля ком­по­нен­та­ми вызы­ва­ет ряд труд­но­стей. Во-пер­вых, ком­би­ни­ро­ван­ное управ­ле­ние мышью, стре­лой-мани­пу­ля­то­ром и каме­рой обзо­ра не поз­во­ля­ет сде­лать все точ­но и быст­ро. Вто­рой аспект: при «нахож­де­нии» поль­зо­ва­те­ля в кабине погруз­чи­ка у него нет инфор­ма­ции о том, что и сколь­ко он загру­зил в сме­си­тель-кор­мо­раз­дат­чик. То, что этот пока­за­тель важен, ста­но­вит­ся ясно лишь тогда, когда пере­са­жи­ва­ешь­ся на место кор­ма­ча в трак­тор. Тут ока­зы­ва­ет­ся, что в чре­во кор­мо­сме­си­те­ля, соглас­но раци­о­ну, необ­хо­ди­мо догру­зить еще силос.

Сви­ней, как и коров, пред­по­ла­га­ет­ся кор­мить так­же сме­сью. Основ­ная часть зер­но­вая: куку­ру­за + ячмень или пше­ни­ца. Обя­за­тель­на бел­ко­вая часть: соя или семеч­ка под­сол­неч­ни­ка. Плюс 5 % кар­то­фель­ных клуб­ней или кор­не­пло­дов сахар­ной свёк­лы.

О реа­ли­стич­но­сти отоб­ра­же­ния про­цес­са кор­мо­при­го­тов­ле­ния и спо­со­ба раз­да­чи сме­си сви­ньям гово­рить, к сожа­ле­нию, не при­хо­дит­ся.
Эко­но­ми­че­ская состав­ля­ю­щая

Товар – день­ги – товар. Эта зна­ко­мая всем фор­му­ла нахо­дит свое отра­же­ние и в Farming Simulator. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной про­дук­ци­ей, кото­рую вы може­те про­из­ве­сти, явля­ют­ся, разу­ме­ет­ся, основ­ные поле­вые куль­ту­ры.

Пше­ни­цу, ячмень, куку­ру­зу, рапс и дру­гие куль­ту­ры в игре мож­но про­да­вать не толь­ко спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ным ком­па­ни­ям (муко­моль­ным пред­при­я­ти­ям, посред­ни­кам и пр.), но и сво­им кол­ле­гам по реме­с­лу – фер­ме­рам, за кото­рых игра­ет ком­пью­тер. При этом сто­ит учи­ты­вать раз­ни­цу в сто­и­мо­сти про­да­жи на раз­лич­ных пло­щад­ках и коле­ба­ния цен. Вне­зап­но цена может вырас­ти или упасть. Так что торо­пить­ся с про­да­жей про­дук­ции с поля не сле­ду­ет.

Порой намно­го выгод­нее попри­дер­жать ее на скла­дах и выста­вить на про­да­жу при появ­ле­нии повы­шен­ной цены. Ана­ло­гич­ным обра­зом мож­но посту­пать с дре­ве­си­ной, щепой, шер­стью, кор­ма­ми, наво­зом и навоз­ной жижей. Твер­дый навоз и жижу без про­блем при­ни­ма­ет био­га­зо­вая стан­ция. Прав­да, и цена соот­вет­ству­ю­щая. Хотя, когда нуж­но ско­рее осво­бо­дить лагу­ны, об этом вряд ли ста­нешь заду­мы­вать­ся.

Что же каса­ет­ся при­об­ре­те­ния, то здесь все про­сто. Тех­ни­ка, обо­ру­до­ва­ние, семе­на и удоб­ре­ния про­да­ют­ся в «Мага­зине». При­чем тех­ни­ку мож­но не толь­ко купить, но и при необ­хо­ди­мо­сти арен­до­вать на несколь­ко дней, напри­мер для убор­ки уро­жая. Здесь же мож­но про­дать и свою ста­рую тех­ни­ку. Одна­ко выруч­ка в этом слу­чае соста­вит лишь 50 % от ее пер­во­на­чаль­ной сто­и­мо­сти.

Техника

Отдель­но­го ком­мен­та­рия заслу­жи­ва­ет ассор­ти­мент тех­ни­ки. Он более чем богат. Даже в базо­вой вер­сии игры в «Мага­зине» при­сут­ству­ют почти три сот­ни раз­лич­ных моде­лей трак­то­ров, ком­бай­нов и дру­гих еди­ниц сель­хоз­тех­ни­ки. Чис­ло же под­клю­ча­е­мых сто­рон­них моди­фи­ка­ций прак­ти­че­ски не под­да­ет­ся уче­ту. «На про­сто­рах интер­не­та» вы встре­ти­те даже моде­ли леген­дар­но­го трак­то­ра Ста­ли­нец-60 или МТЗ-50. Не гово­ря уже о самой совре­мен­ной тех­ни­ке.

Одним из нов­шеств Farming Simulator ста­ла воз­мож­ность для неко­то­рых трак­то­ров при покуп­ке выбрать сле­ду­ю­щие опции: моди­фи­ка­ция дви­га­те­ля, перед­нее навес­ное устрой­ство и тип колес (стан­дарт­ные, «узкие» или сдво­ен­ные). В про­цес­се выбо­ра необ­хо­ди­мо учи­ты­вать не толь­ко тех­ни­че­ские харак­те­ри­сти­ки моде­ли, но и сто­и­мость ее обслу­жи­ва­ния. Эта сум­ма еже­днев­но будет вычи­тать­ся с ваше­го сче­та. Вре­мя от вре­ме­ни тех­ни­ку при­дет­ся даже заго­нять на мой­ку. Ведь загряз­ня­ет­ся она в про­цес­се рабо­ты весь­ма реа­ли­стич­но. Одна­ко от «Агро­си­му­ля­то­ра», конеч­но же, хоте­лось бы боль­ше реа­лиз­ма в пока­зе про­цес­са рабо­ты и мень­ше тех­ни­че­ских и тех­но­ло­ги­че­ских ляпов, вызы­ва­ю­щих лишь снис­хо­ди­тель­ную улыб­ку. Ина­че полу­ча­ет­ся как у попу­гая Кеши, очу­тив­ше­го­ся в деревне: «Ска­жи­те, сколь­ко тонн кле­ве­ра от каж­дой кури­цы-несуш­ки будет засы­па­но в инку­ба­то­ры после обмо­ло­та зяби?»

Читайте также