Фото: Glaeser

Вдоль и поперек

Фото: Glaeser

Три стра­ны одно­го кон­ти­нен­та с совер­шен­но непо­хо­жим сель­хоз­про­из­вод­ством. К тако­му выво­ду при­шли Йорн и Там­мо Глэ­зер, про­де­лав­шие в поис­ках сюже­тов для съе­мок тема­ти­че­ско­го филь­ма в общей слож­но­сти 15 тыс. км пути через важ­ней­шие аграр­ные реги­о­ны Бра­зи­лии, Арген­ти­ны и Чили.

Ходу нашим пла­нам по визи­ту в Южную Аме­ри­ку дало зна­ком­ство с Мар­ко­сом Люб­ке, моло­дым фер­ме­ром с немец­ки­ми кор­ня­ми, хозяй­ству­ю­щим на 500 га в бра­зиль­ском шта­те Мату-Гро­су. С ним нам в поезд­ке были обес­пе­че­ны и пере­вод, и кон­так­ты к фер­ме­рам на местах. И вот в кон­це янва­ря 2017 года мы с бра­том сиде­ли в само­ле­те, направ­ля­ясь через Сан-Пау­лу в Куя­бу – сто­ли­цу шта­та, где бази­ру­ет­ся хозяй­ство Маркоса.

Бразилия: инфраструктура ни к черту

Инфра­струк­ту­ра в Бра­зи­лии и в наши дни оста­ет­ся огром­ной про­бле­мой. Желез­но­до­рож­ных веток в стране все­го ниче­го, поэто­му основ­ной вид транс­пор­та – авто­мо­биль­ный. Уро­жай, напри­мер, из при­го­ро­да Сино­па для его реа­ли­за­ции при­хо­дит­ся вез­ти гру­зо­ви­ка­ми на север или юг стра­ны за 2000 км. Мно­гие фазен­ды – по-пор­ту­галь­ски так назы­ва­ют сель­ско­хо­зяй­ствен­ные пред­при­я­тия – рас­по­ла­га­ют­ся на рас­сто­я­нии до 200 км от бли­жай­шей укреп­лен­ной грун­то­вой доро­ги. Когда идут дожди, пути ста­но­вят­ся труд­но­про­хо­ди­мы­ми, зача­стую затап­ли­ва­ют­ся. Что гово­рить о сель­ских доро­гах, когда на важ­ней­шей авто­ма­ги­стра­ли стра­ны BR-163, этой арте­рии дли­ной более 4 500 км, веду­щей с юга на север к бас­сей­ну Ама­зон­ки, кусок трас­сы в 250 км на подъ­ез­дах к пор­там не име­ет асфаль­то­во­го покры­тия?! Но имен­но по зло­по­луч­ной BR-163 нам при­шлось доби­рать­ся из Куя­бы к цен­тру сое­во­го рая.

Живущие соей

Восемь про­цен­тов про­из­во­ди­мой в мире сои выра­щи­ва­ет­ся в бра­зиль­ском шта­те Мату-Гро­су. Меж­ду горо­да­ми Нова Мутум и Синоп, каж­дый из кото­рых едва стар­ше 50 лет, рас­по­ла­га­ет­ся серд­це сое­во­го рая.

Для десят­ков тысяч людей, про­жи­ва­ю­щих здесь сего­дня, сель­ское хозяй­ство дало рабо­чие места и откры­ло новые пер­спек­ти­вы. На сво­ем малень­ком вне­до­рож­ни­ке мы по раз­би­тым поле­вым доро­гам про­би­ра­ем­ся к месту съе­мок. В семей­ном пред­при­я­тии GMS-Agro, в обра­бот­ке кото­ро­го в общей слож­но­сти 50 тыс. га пахот­ных земель, на убор­ке уро­жая исполь­зу­ют исклю­чи­тель­но ротор­ные ком­бай­ны John Deere серий S670 и 9670 STS. Огром­ные фло­ти­лии убо­роч­ной тех­ни­ки теря­ют­ся в пыли, обмо­ла­чи­вая сою на полях пло­ща­дью не менее 700 га каж­дое. Такие мас­шта­бы мож­но запе­чат­леть толь­ко с воз­ду­ха – и мы запус­ка­ем дрон. В пло­хие годы с гек­та­ра здесь уби­ра­ют око­ло трех тонн бобов сои, при опти­маль­ных усло­ви­ях – свы­ше четырех.

Из-за нали­чия ярко выра­жен­ных сезо­нов дождей и засу­хи сред­не­го­до­вой объ­ем осад­ков, пре­вы­ша­ю­щий 2 000 мм, в тече­ние года выпа­да­ет крайне нерав­но­мер­но. В момент наше­го пре­бы­ва­ния в стране тем­пе­ра­ту­ра в тече­ние дня быст­ро под­ни­ма­лась выше 30°С и дей­ство­ва­ла изну­ря­ю­ще по при­чине высо­кой влаж­но­сти воздуха.

Широкозахватный рекордсмен

Сле­ду­ю­щие несколь­ко дней мы про­дол­жа­ем путь на север. Муни­ци­па­ли­тет Сор­ри­зу появил­ся на кар­те стра­ны толь­ко в 1986-м. На сего­дняш­ний день здесь про­жи­ва­ет почти 90 тысяч жите­лей. Взгля­нув на спут­ни­ко­вые сним­ки, мож­но сде­лать выво­ды об интен­сив­но­сти рас­те­ние­вод­ства в реги­оне: любое поле едва ли мень­ше 250 га. При нали­чии круп­ных дож­де­валь­ных уста­но­вок здесь полу­ча­ют по три уро­жая в год.

Неда­ле­ко от Сор­ри­зу мы усло­ви­лись о встре­че с фер­ме­ром, у кото­ро­го на тот момент была самая широ­ко­за­хват­ная сеял­ка точ­но­го высе­ва на кон­ти­нен­те. Маши­на арген­тин­ско­го брен­да Crucianelli засе­ва­ет за про­ход 60 ряд­ков с меж­ду­ря­дьем 55 см, ее шири­на захва­та – 33 мет­ра! Пере­ме­щать сеял­ку по силам трак­то­ру Case IH Quadtrac 550. И это отлич­ный сюжет для фильма!

Аргентина: стада коров и рисовые плантации

Спу­стя месяц после съе­мок в Бра­зи­лии мы сно­ва отправ­ля­ем­ся в Южную Аме­ри­ку – теперь в Арген­ти­ну. Наш про­во­жа­тый в этой стране – Кар­лос. Это теперь он пен­си­о­нер, содер­жа­щий неболь­шую фер­му, а до того дол­гое вре­мя зани­мал­ся тор­гов­лей ско­том, отсю­да и свя­зи с сельхозпроизводителями.

700 км по про­се­лоч­ным доро­гам за один день для арген­тин­ца – не про­бле­ма, поэто­му уже в день сво­е­го при­бы­тия мы ока­зы­ва­ем­ся на севе­ре стра­ны, в пам­па­сах. Первую ночь и пер­вые два съе­моч­ных дня про­во­дим на фер­ме, где содер­жат­ся 40 тыс. гол. круп­но­го рога­то­го ско­та. В основ­ном это скот поро­ды бра­форд, полу­чен­ной в резуль­та­те скре­щи­ва­ния гере­фор­дов и бра­ма­нов (бра­ман – поро­да КРС, попу­ляр­ная в южных шта­тах США). Живот­ные очень непри­хот­ли­вы, их лег­ко содер­жать в этой кли­ма­ти­че­ской зоне. Един­ствен­но, бра­фор­дам не нра­вит­ся, когда после силь­ных дождей под­ни­ма­ет­ся уро­вень грун­то­вых вод и под­тап­ли­ва­ет пастбища.

Столь хоро­шей обес­пе­чен­но­стью водой здесь, на севе­ре Арген­ти­ны, поль­зу­ют­ся неко­то­рые фер­ме­ры и выра­щи­ва­ют рис. Так, на фер­ме Ceagro, где мы с каме­рой ока­зы­ва­ем­ся в кон­це мар­та, убор­ка риса идет пол­ным ходом. Один­на­дцать ком­бай­нов, в том чис­ле пять Claas Lexion 760, раз­би­тые на два отря­да, ведут рабо­ты, пере­ме­ща­ясь по хлю­па­ю­щей и вяз­кой гря­зи. Мы ста­но­вим­ся обла­да­те­ля­ми ред­ких кад­ров, на них сце­ны реаль­ной жиз­ни: как мож­но дове­сти ком­байн до его пре­дель­но допу­сти­мой нагрузки.

Ceagro явля­ет­ся семей­ным пред­при­я­ти­ем и выра­щи­ва­ет рис на пло­ща­ди 5000 га. В мест­но­сти, где нахо­дит­ся хозяй­ство, это самая важ­ная куль­ту­ра. Убран­ный рис хра­нит­ся на скла­де вме­сти­мо­стью 50 тыс. т. Здесь же его под­вер­га­ют обра­бот­ке, после чего фасу­ют в меш­ки для после­ду­ю­щей реа­ли­за­ции на экс­порт. Инте­рес­но, что выра­щи­ва­е­мый в Арген­тине рис прак­ти­че­ски не игра­ет роли в раци­оне аргентинцев.

Кто комбайном, а кто и самолетом

В 300 км к запа­ду от Буэнос-Айре­са рас­по­ла­га­ет­ся штаб-квар­ти­ра ком­па­нии Duckas, выпол­ня­ю­щей под­ряд­ные рабо­ты для сель­хоз­пред­при­я­тий. Здесь мы ока­зы­ва­ем­ся спу­стя несколь­ко дней. Управ­ля­ю­щий дирек­тор Пат­ри­сио вырос на фер­ме сво­их роди­те­лей на севе­ре Арген­ти­ны. Еще юно­шей он осво­ил рабо­ту с кор­мо­убо­роч­ной тех­ни­кой: был смен­ным опе­ра­то­ром на пред­при­я­тии в Кали­фор­нии. В 80-х он осо­знал потен­ци­ал исполь­зо­ва­ния само­ход­ных кор­мо­убо­роч­ных ком­бай­нов в сво­ей стране и посте­пен­но орга­ни­зо­вал под­ряд­ную фир­му. Люцер­на и куку­ру­за ста­ли теми куль­ту­ра­ми, на убор­ке кото­рых спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся Duckas.

Исто­рия Пат­ри­сио – одна из тех типич­ных, что рас­ска­зы­ва­ют об аме­ри­кан­ском чело­ве­ке, добив­шем­ся все­го само­сто­я­тель­но. Что­бы при­вык­нуть к его сти­лю вожде­ния боль­шо­го пика­па Dodge Ram, нуж­но вре­мя. Одна­ко до сво­их убо­роч­ных бри­гад Пат­ри­сио неред­ко доби­ра­ет­ся и на соб­ствен­ном само­ле­те. Взлет­но-поса­доч­ная поло­са начи­на­ет­ся пря­мо у анга­ра для сель­хоз­тех­ни­ки. Да, шеф часто в разъ­ез­дах, как  и его шесть кор­мо­убо­роч­ных ком­бай­нов Claas Jaguar. Поля само­го даль­не­го кли­ен­та ком­па­нии Duckas нахо­дят­ся в 1 500 км. Кто-то пре­одо­ле­ва­ет такой путь в само­ле­те, а кто-то – за рулем кор­мо­убо­роч­но­го само­ход­ни­ка. Рас­сто­я­ния, кста­ти, объ­яс­ня­ют, поче­му сре­ди транс­порт­ных еди­ниц тех­ни­ки толь­ко гру­зо­ви­ки – ника­ких трак­тор­ных при­це­пов. Меж­ду про­чим, кор­мо­убо­роч­ные ком­бай­ны у Пат­ри­сио нара­ба­ты­ва­ют по три-четы­ре тыся­чи мото­ча­сов в год – немыс­ли­мые по евро­пей­ским мер­кам показатели.

Чили: к самым плодородным почвам мира

Само­лет летит и летит. Спу­стя почти 13 часов пути пока­зав­ши­е­ся в иллю­ми­на­то­ре Анды обе­ща­ют ско­рую посад­ку в чилий­ской сто­ли­це Сантьяго-де-Чили.

Сель­ское хозяй­ство рас­про­стра­не­но во мно­гих рай­о­нах этой стра­ны, исклю­че­ние состав­ля­ет раз­ве что пусты­ня Ата­ка­ма, охва­ты­ва­ю­щая боль­шую часть земель на севе­ре от сто­ли­цы. К югу же рас­по­ло­же­на Цен­траль­ная доли­на: бла­го­да­ря Андам на восто­ке и оке­а­ну на запа­де вряд ли где-либо в мире най­дут­ся более бла­го­при­ят­ные усло­вия для заня­тия рас­те­ние­вод­ством. К тому же здесь мно­гие реги­о­ны рас­по­ла­га­ют зна­ме­ни­ты­ми тру­мао – зем­ля­ми, обра­зо­ван­ны­ми из вул­ка­ни­че­ско­го пеп­ла и слы­ву­щи­ми едва ли не самы­ми пло­до­род­ны­ми в мире.

Гото­вясь к поле­ту в Чили, мы уста­но­ви­ли кон­такт с фер­мой Agua Buena. Из 3400 га паш­ни в хозяй­стве 1500 га оро­ша­ют­ся кру­го­вы­ми дож­де­валь­ны­ми уста­нов­ка­ми. С гек­та­ра в сред­нем здесь уби­ра­ют ячме­ня 11 тонн, рап­са – 5, кар­то­фе­ля – 75, сахар­ной свёк­лы – рекорд­ные 130 тонн!

Машин­ный парк хозяй­ства совре­мен­ный и для гла­за евро­пей­ца вполне при­выч­ный, а вот пано­ра­ма… Пано­ра­ма уни­каль­на: несколь­ко вул­ка­нов-трех­ты­сяч­ни­ков, кста­ти, еще дей­ству­ю­щих, созда­ли неза­бы­ва­е­мый фон для мно­гих наших кад­ров! Есть и обрат­ная сто­ро­на меда­ли этих кра­сот. Спу­стя несколь­ко дней с момен­та наших вос­хи­ще­ний вул­ка­на­ми мы на себе лич­но почув­ство­ва­ли сей­смо­ло­ги­че­скую актив­ность реги­о­на: ран­ним утром нас раз­бу­ди­ли толч­ки неболь­шо­го землетрясения.

И снова Бразилия: едем на тростник

Каж­дый, кто в Бра­зи­лии зани­ма­ет­ся сель­ским хозяй­ством, не может игно­ри­ро­вать сахар­ный трост­ник. Хотя из-за про­из­вод­ства эта­но­ла, полу­ча­е­мо­го в первую оче­редь из сахар­но­го трост­ни­ка, и боль­шо­го его зна­че­ния для рын­ка ГСМ в послед­ние годы появи­лось мно­го круп­ных пред­при­я­тий, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щих­ся имен­но на дан­ной куль­ту­ре. Сто­и­ло неве­ро­ят­ных уси­лий най­ти ком­па­нию, гото­вую при­нять на сво­их полях съе­моч­ную груп­пу с видео­ка­ме­рой. Госте­при­им­ным ока­зал­ся вто­рой по вели­чине про­из­во­ди­тель сахар­но­го трост­ни­ка в мире – ком­па­ния Biosev.

Десять сахар­ных заво­дов, 16 тыс. сотруд­ни­ков и 346 тыс. га зем­ли – вот основ­ные дан­ные, с помо­щью кото­рых мож­но опи­сать при­ни­ма­ю­щую сто­ро­ну. Ну и совсем корот­ко о машин­ном пар­ке пред­при­я­тия: 220 ком­бай­нов для убор­ки сахар­но­го трост­ни­ка, 700 трак­то­ров и 400 гру­зо­ви­ков… С таким фло­том сель­хоз­ма­шин нам стал­ки­вать­ся до сих пор не доводилось!

Убор­ку трост­ни­ка ведут в три сме­ны: 24 часа в сут­ки, семь дней в неде­лю. Убо­роч­ная стар­ту­ет в нача­ле мар­та и про­дол­жа­ет­ся до кон­ца октяб­ря. В ходе столь про­дол­жи­тель­ной убо­роч­ной кам­па­нии маши­ны нара­ба­ты­ва­ют от трех до четы­рех тысяч мото­ча­сов. 360-силь­ные ком­бай­ны для убор­ки сахар­но­го трост­ни­ка, хотя и пред­став­ле­ны тре­мя извест­ны­ми брен­да­ми: John Deere, Valtra и Case IH, с виду очень похо­жи и не столь экзо­тич­ны, как ожи­да­лось. А вот боль­шие, вплоть до пятиос­ных моде­лей, бун­ке­ры-пере­груз­чи­ки, достав­ля­ю­щие к краю поля наре­зан­ные на корот­кие кус­ки стеб­ли трост­ни­ка, для нас и нашей каме­ры ста­ли зре­ли­щем интригующим.

Сидя дома в креслах

Про­смат­ри­вая с бра­том нарез­ку видео­сю­же­тов по ито­гам четы­рех поез­док в Южную Аме­ри­ку, вспо­ми­на­ем госте­при­им­ство в каж­дом из при­ни­мав­ших нас сель­хоз­пред­при­я­тий, а их, и боль­ших, и малых, мы посе­ти­ли несколь­ко десят­ков! Про­де­лан­ные туры, совсем корот­ко пред­став­лен­ные в этой ста­тье, были порой уто­ми­тель­ны­ми, ино­гда изма­ты­ва­ю­щи­ми. Но, вспо­ми­ная их сего­дня, мы точ­но зна­ем одно: на тот кон­ти­нент мы еще вернемся!

Мекка технологии прямого сева

Южная Аме­ри­ка счи­та­ет­ся одним из важ­ней­ших рын­ков мира для сея­лок пря­мо­го посе­ва. Основ­ная при­чи­на рас­про­стра­не­ния здесь этой тех­но­ло­гии заклю­ча­ет­ся отча­сти в объ­е­ме выпа­да­ю­щих в тече­ние года осад­ков: места­ми сред­не­го­до­вой пока­за­тель пре­вы­ша­ет 2 000 мм в год.

А посколь­ку поч­вы не отли­ча­ют­ся хоро­шей струк­ту­рой, ветер и вода могут при­чи­нить им огром­ный ущерб. Из-за это­го Южная Аме­ри­ка наря­ду с Ази­ей и Афри­кой счи­та­ет­ся про­блем­ным реги­о­ном с точ­ки зре­ния эро­зии почв.

Маши­ны для пря­мо­го посе­ва часто постав­ля­ют­ся мест­ны­ми про­из­во­ди­те­ля­ми, таки­ми как Semeato или Stara. Но есть сеял­ки извест­ных брен­дов – Massey Ferguson и Valtra. Эти две мар­ки явля­ют­ся лиде­ра­ми рын­ка и в трак­тор­ном сег­мен­те, за ними сле­ду­ют John Deere, New Holland, Case IH, Landini и др. Мест­ные брен­ды трак­то­ров пред­став­ле­ны арген­тин­ски­ми Pauny и Agrale, но их роль ско­рее второстепенна.

Читайте также