24‑часовые гонки тракторов‑олдтаймеров в австрийском Райнгерсе проходят ежегодно. Ушедший год стал, конечно, исключением. С надеждами и ориентирами только на лучшее вносим событие в календарь наступившего года и вспоминаем, как прошли соревнования в 2019‑м.
Развлечения в сельской местности
Черный как смоль трактор в пятом стартовом ряду. На боковой крышке его капота угрожающее изображение черепа под капюшоном. Да-да, тут вам не площадка для катания на пони – здесь серьезные гонки! За рулем трактора-болида 25-летний Даниэль Грабенхофер: на голове шлем, пятиточечный ремень безопасности крепко фиксирует пилота в кресле. Крышка на выхлопной трубе его Steyr 1100 1974-го года выпуска нервно хлопает в ожидании старта. Вокруг рычат другие «болиды», сегодня их 82. Вот стоит John Deere 4320 72-го года выпуска, Massey Ferguson 1100 – 69-го, модели поменьше: Steyr T80 – 54-го, Warchalowski WT 14 – 58-го… Все в специальном обрамлении защитных решеток и с усиленными каркасами – так надо для безопасности. Некоторые украшены флагами, другие – дерзкими девизами.
Хотя трактор Даниэля со стартовым номером 94 и выделяется своим агрессивным дизайном, этого креативному пилоту как будто было недостаточно – на крыле красуется надпись: «Все, что с двигателем до шести цилиндров, – асоциально». Пилот в очередной раз распрямляет пальцы, прежде чем крепко обхватить ими руль. Никаких поворотов головы ни влево, ни вправо, взгляд направлен строго вперед – на пейс-кар, стоящий перед первой стартовой линией.
Зрители за ограждениями сосредоточенно следят за происходящим на площадке. Правда, здесь пока только движение раскаленного воздуха и видно. Напряжение растет, обстановка накаляется. Еще чуть-чуть, и будет дан старт XVI Международным гонкам на тракторах на длинную дистанцию.
Старт с хода
У ограждения в зоне паддока (место моторхоумов команд) стоит Грабенхофер-старший. Андреас не только отец Даниэля, он еще и глава гоночной команды agra. Хотя его racingteam выступает в 24-часовых гонках уже в пятый раз, босс ожидает начала заезда в напряжении: впервые в этом году организаторы решили провести старт с хода. Всем 82 участникам предстоит двигаться за пейс-каром до тех пор, пока автомобиль не скроется в паддоке в конце разгоночной прямой, только тогда можно будет дать полный газ. «Сделано это было, чтобы избежать столпотворения на старте, – поясняет Андреас Грабенхофер, не отрывая глаз от площадки с гоночными тракторами, готовыми сорваться в бой. – В былые годы из-за небольших столкновений на старте движение блокировалось, отсюда и такое решение организаторов».
В конце разгоночной прямой дорога с грунтовым покрытием ведет к асфальтированному полотну, где большими тюками соломы отбит коридор, в который проскользнуть способен лишь один трактор.
Вот в рядах зрителей поднялся шум: пейс-кар тронулся, действо началось! Сразу за виражом в конце стартовой полосы автомобиль сворачивает к паддоку. Моторы тракторов взвывают, выхлопные трубы начинают выплевывать облака копоти, которые затем перемещаются вслед за «болидами», их выпустившими. Даниэль выжимает педаль газа своего Steyr 1100, шелестит мимо по грунтовой площадке и скрывается в облаке пыли, поднятом тракторами первых рядов. Видеть в этом облаке что-либо можно едва ли, и в тесном коридоре со стенами из тюков соломы ориентиром служит только впереди идущий трактор.
До 1975‑го, не моложе!
Один за другим тракторы, не создав пробки, добираются до асфальтированного полотна, а затем исчезают в лесочке за горизонтом. И вот уже соревнование в самом разгаре, участники на трассе в 7,5 км наматывают круг за кругом – и это вполне подходящее время, чтобы перевести дух, переключиться на просмотр зрелища в спокойном режиме, узнать о правилах гонок чуть подробнее.
В Райнгерской гонке могут принимать участие исключительно тракторы-олдтаймеры годом выпуска не моложе 1975-го. Старт организуют в двух группах. В группе А соревнуются тракторы серийного исполнения, развивающие скорость до 40 км / ч, в группе В стартуют модифицированные тракторы, способные одолевать трассу со скоростью до 70 км / ч. В каждой группе пять подгрупп в зависимости от мощности двигателя или же числа его цилиндров. Даниэль с пятнадцатью другими тракторами в группе В6 – для шестицилиндровых тракторов. Насколько он или другие участники придерживаются максимально допустимого для их группы скоростного режима, контролируется организаторами посредством GPS-трекеров, установленных на каждом из «болидов». Грабенхофер-старший, облокотившись о стол с напитками в палатке команды agra, разъясняет: «Если скоростной режим не соответствует требованиям, то в зависимости от того, насколько превышена разрешенная максимальная скорость, добавляется штрафное время – минимум десять минут. Тот, кто превысит допустимую скорость на 10 км / ч, дисквалифицируется». Комментируя правила, шеф команды не упускает из виду стартово-разгоночную полосу: Даниэль проехал мимо уже пару раз, впрочем, как и два других экипажа команды – ситуация для agra выглядит неплохо.
В целом на стартовой прямой «экшн», можно считать, закончился, и некоторые зрители решают переместиться к наиболее зрелищным отрезкам трассы. Там, где тракторы выезжают из лесочка, грунтовая дорога с небольшим подъемом ведет снова на асфальтированный участок, и точно в этом месте опасный поворот. В щебеночном покрытии дороги местами образовались выбоины, что делает этот участок трассы коварным. Потеряв контакт с покрытием, любой участник гонок довольно быстро может спровоцировать столкновение или улететь в ограждение. Любой, но только не трактор со стартовым номером 94! Череп на крышке капота вырывается из леса. Даниэль, крепко вцепившись в руль, слегка притормаживает перед поворотом и уверенно выводит машину с щебня на асфальт – теперь газу!
Меж тем за общением в палатке команды agra пролетели уже два часа гонок. Даниэль, стартовавший в своей группе девятым, сумел переместиться на седьмую позицию, и у него еще есть время, чтобы обойти оставшиеся шесть экипажей: по регламенту 24-часовых гонок один гонщик может оставаться за рулем максимум восемь часов, затем его сменяют коллеги по команде.
Переделан для гонок
Вопреки представлениям 24-часовые гонки не ведутся круглосуточно в режиме non-stop: то авария случится, то поломка произойдет. Сорванные наконечники рулевой тяги, разломанные передние оси или выход из строя двигателя – своего рода фоновый шум гонок, поэтому время от времени контролеры и поднимают красные флажки, останавливая движение на трассе. Вот и теперь Даниэль замирает в зоне стартовой прямой в ожидании, когда сервисный трактор вытянет с щебенки менее удачливого конкурента. Сегодня, к счастью, никто не пострадал, однако не всегда такие инциденты завершаются благополучно.
Чтобы тракторы могли осилить гонки и соответствовали требованиям соревнований на длинные дистанции, команда гонщиков agra свои «болиды» подвергла модификации. Андреас Грабенхофер поясняет: «Важна приемистость трактора, центр его тяжести к тому же должен быть как можно ниже – как в веломобиле». Глава команды стоит все там же, у стола с напитками в палатке команды, и переводит свой взгляд на контролера, поднявшего перед Steyr 1100 красный флажок. Но трактор должен быть в отличной форме: его движок полностью перебрали к этим гонкам, установили новое сцепление и переднюю подрессоренную ось от автомобиля Mercedes Sprinter.
Красный флаг опускается, контролер трассы отступает в сторону – заезд продолжается. Даниэль снова жмет на газ. Демонстрируемую трактором прыть считает необходимым прокомментировать Грабенхофер-старший: «Мощность нашего Steyr 1100 мы оцениваем примерно в 200 л. с., а максимальную скорость, которую он может развить, – в 150 – 160 км / ч. На 130 км / ч задняя ось начинает дергать, козлить, поэтому мы до сих пор не проверили возможный максимум. Где проверяется возможный максимум развиваемой скорости гоночным трактором? – расплывается в улыбке шеф и отшучивается: – Это все же пусть останется нашим секретом».
Неожиданный финал
Даниэль кружит по трассе. Отведенное для него время за рулем гоночного трактора скоро подойдет к концу. Но вот контролер гонок снова поднимает красный флаг: сломался трактор, и его необходимо отбуксировать с трассы. Истекает еще несколько минут, и помощники открывают проезд в зону паддока. На площадку буксируется трактор со стартовым номером 94. Как так?! Не может быть! В боксе трактор сразу же обступает вся команда. Даниэль снимает шлем и с поникшей головой констатирует: что-то не так с трансмиссией. Устранить поломку команда на месте не сможет, а значит, гонка для номера 94 закончилась – и это всего за 51 минуту до первой смены пилота, как раз тогда, когда Даниэль смог продвинуться на пятую позицию в своей группе и на четырнадцатую в общем зачете!
Пилот, покидая кабину Steyr 1100 и стараясь не демонстрировать своего огорчения, говорит: «Эту конфигурацию трансмиссии мы используем уже третий год, до сих пор она показывала себя хорошо». Но Даниэль знает, что такие казусы с техникой – неотъемлемая составляющая гоночных соревнований. За последними этапами гонок он с грустью наблюдает уже как зритель. Теперь ему только и остается подзадоривать оставшиеся на треке два других экипажа команды. К моменту, когда они приходят на финиш четвертым и шестым в своих группах, Даниэль уже снова может улыбаться: «Мы с нашим Steyr 1100 до выбывания тоже были на хорошей позиции. И это дает надежду на успех в следующих состязаниях».