Фото: фирма

Удел энтузиастов

Фото: фирма

Поделитьтся

Деся­тая юби­лей­ная кон­фе­рен­ция по глу­бо­кой пере­ра­бот­ке зер­на «Грейн­тек-2018» состо­я­лась в нояб­ре в Москве.

В послед­ние годы в Рос­сии встал вопрос, куда девать сахар и зер­но: внут­рен­ний рынок насы­щен, экс­порт не реша­ет про­бле­мы. Конеч­но, мож­но напра­вить излиш­ки на гума­ни­тар­ную помощь, но луч­ше ведь зара­бо­тать… И вот подвиж­ки: в декаб­ре 2018 г. при­ня­ты необ­хо­ди­мые зако­но­да­тель­ные поправ­ки, и рынок био­топ­ли­ва, мно­го лет сдер­жи­ва­е­мый акци­за­ми, может рва­нуть впе­ред. Избы­ток деше­вых саха­ров дает шанс и мик­ро­био­ло­ги­че­ской про­мыш­лен­но­сти. Как вос­поль­зо­вать­ся шан­са­ми? Об этом и не толь­ко гово­ри­ли на выстав­ке, кото­рую уже деся­тый год соби­ра­ет Био­топ­лив­ная Ассо­ци­а­ция. Мно­го­лет­ние уси­лия гла­вы ассо­ци­а­ции Алек­сея Абла­е­ва: в фору­ме при­ня­ли уча­стие 250 ком­па­ний (на 35% пред­став­лен­ные гене­раль­ны­ми дирек­то­ра­ми!), 36% участ­ни­ков – пред­ста­ви­те­ли заво­дов, 20% – инжиниринг.

Биоэтанол получил поддержку

Посто­ян­ный спи­кер фору­ма, началь­ник отде­ла топ­лив АО ВНИИ НП Миха­ил Ершов, с вооду­шев­ле­ни­ем при­вет­ство­вал при­ня­тие дол­го­ждан­но­го зако­на: нако­нец-то зафик­си­ро­ва­но юри­ди­че­ски само поня­тие «био­эта­нол» – «дена­ту­ри­ро­ван­ный эти­ло­вый спирт, про­из­ве­дён­ный из пище­во­го или непи­ще­во­го сырья рас­ти­тель­но­го про­ис­хож­де­ния и содер­жа­щий не более 1% воды». Из-под дей­ствия зако­на выве­де­но про­из­вод­ство и / или обо­рот авто­мо­биль­но­го бен­зи­на с добав­ле­ни­ем эти­ло­во­го спир­та или спир­то­со­дер­жа­щей про­дук­ции, опре­де­лен поря­док лицен­зи­ро­ва­ния про­из­вод­ства, хра­не­ния и поста­вок био­эта­но­ла и т. п. (с. 10). М. Ершов отме­тил, что сред­не­эта­ноль­ный бен­зин (см. инфо­бокс) име­ет хоро­шие пер­спек­ти­вы в Рос­сии как реги­о­наль­ное топливо.

Зер­но­вые запа­сы поз­во­ля­ют нашей стране лег­ко про­из­во­дить до 2 млн тонн био­эта­но­ла – такие под­сче­ты сде­ла­ли в Мин­сель­хозе. Для добав­ле­ния 5% эта­но­ла в 40 млн тонн исполь­зу­е­мо­го авто­мо­биль­но­го топ­ли­ва потре­бу­ет­ся не более 8 млн тонн зер­на. Внут­рен­нее потреб­ле­ние зер­на не пре­вы­ша­ет 80 млн тонн. На вопрос, куда девать избыт­ки, попы­тал­ся отве­тить зам­ди­рек­то­ра Депар­та­мен­та пище­вой и пере­ра­ба­ты­ва­ю­щей про­мыш­лен­но­сти МСХ Вла­ди­мир Сквор­цов. Пред­ста­вив экс­перт­ные дан­ные об объ­е­мах про­из­вод­ства и импор­та про­дук­тов глу­бо­кой пере­ра­бот­ки зер­на в Рос­сии, он отме­тил, что отно­си­тель­но бла­го­по­луч­но обсто­ят дела с натив­ны­ми крах­ма­ла­ми и глю­коз­но-фрук­тоз­ны­ми сиро­па­ми (себя обес­пе­чи­ва­ем, но экс­порт затруд­нен). Ввод в экс­плу­а­та­цию линии глу­бо­кой пере­ра­бот­ки пше­ни­цы в Ефре­мо­ве обес­пе­чил нам про­из­вод­ство и экс­порт клейковины.

А вот что каса­ет­ся глю­ко­зы, здесь мы испы­ты­ва­ем серьез­ную зави­си­мость от импор­та – круп­но­тон­наж­ное про­мыш­лен­ное про­из­вод­ство в Рос­сии отсут­ству­ет (импорт в 2017 году соста­вил 58 тыс тонн – более 14 млн долл. США). Оче­вид­на и про­бле­ма с моди­фи­ци­ро­ван­ны­ми крах­ма­ла­ми: импорт в 2017 году – 96 тыс. тонн. С уче­том тен­ден­ций миро­во­го рын­ка этих про­дук­тов про­из­вод­ство моди­фи­ци­ро­ван­ных крах­ма­лов и глю­ко­зы явля­ет­ся пер­спек­тив­ным направ­ле­ни­ем как для импор­то­за­ме­ще­ния, так и для раз­ви­тия экспорта.

Кор­мо­вой лизин в Рос­сии про­из­во­дят два заво­да: в Бел­го­род­ской и Тюмен­ской обла­стях, закры­вая потреб­но­сти живот­но­во­дов лишь на уровне 100 тыс. тонн. До 2024 года пла­ни­ру­ет­ся стро­и­тель­ство био­тех­но­ло­ги­че­ских пред­при­я­тий в Воро­неж­ской, Кур­ской и Туль­ской обла­стях, а так­же в Крас­но­дар­ском крае, кото­рые будут про­из­во­дить и лизин.

Совсем не про­из­во­дит­ся в стране лимон­ная кис­ло­та: объ­ем импор­та ее в 2017 г. пре­вы­сил 44 тыс. тонн, весь про­дукт посту­па­ет из Китая и Запад­ной Европы.

Что обещает государство?

Обо­зна­чив при­о­ри­тет­ные направ­ле­ния, Вла­ди­мир Сквор­цов заве­рил, что гос­под­держ­ка глу­бо­кой пере­ра­бот­ки зер­на есть и будет – в фор­ме предо­став­ле­ния льгот­ных инве­сти­ци­он­ных кре­ди­тов, крат­ко­сроч­но­го кре­ди­то­ва­ния на закуп­ки сырья для пере­ра­бот­ки… В 2017 году было одоб­ре­но три заяв­ки на кре­ди­ты на общую сум­му 87 млрд руб., а раз­мер фак­ти­че­ски пере­чис­лен­ных суб­си­дий достиг 13,3 млн руб. В 2018 году одоб­ре­ние про­шли две заяв­ки (око­ло 5 млрд руб.), а раз­мер при­чи­та­ю­щей­ся суб­си­дии пре­вы­сил 30 млн руб. Сей­час льгот­ные суб­си­дии на раз­ви­тие про­из­вод­ства полу­ча­ют три пред­при­я­тия в Бел­го­род­ской, Калуж­ской и Вол­го­град­ской обла­стях. В 2019 году аграр­ное ведом­ство Рос­сии пла­ни­ру­ет отра­бо­тать ряд пилот­ных про­ек­тов в реги­о­нах с целью апро­ба­ции меха­низ­мов предо­став­ле­ния суб­си­дий с уче­том при­о­ри­тет­но­го про­из­вод­ства того или ино­го про­дук­та на тер­ри­то­рии региона.

Сахар или этанол?

Руко­во­ди­тель ана­ли­ти­че­ской служ­бы ГК «Сюк­ден» Мари­на Сидак рас­ска­за­ла о бра­зиль­ском опы­те дивер­си­фи­ка­ции струк­ту­ры отрас­ли, поз­во­ля­ю­щем решить про­бле­му излиш­ка саха­ра на внут­рен­нем рын­ке. Из 367 дей­ству­ю­щих сахар­ных заво­дов Бра­зи­лии 215 име­ют инте­гри­ро­ван­ное про­из­вод­ство саха­ра и этанола.

Спо­соб­ность пере­клю­чать часть про­из­вод­ства на эта­нол при низ­ких ценах на сахар помо­га­ет адап­ти­ро­вать­ся к вола­тиль­но­сти цен на миро­вом рын­ке и сни­жать энер­ге­ти­че­скую зави­си­мость от импор­та. Все сла­га­е­мые этой эко­но­ми­че­ской моде­ли дав­но извест­ны: раз­ви­тый внут­рен­ний рынок сбы­та и актив­ная госу­дар­ствен­ная поли­ти­ка, а имен­но – обя­за­тель­ная при­месь 27% эта­но­ла к бен­зи­ну и рас­ту­щий парк гибрид­ных ТС. В Рос­сии мож­но начать с 5% обя­за­тель­ной при­ме­си, пере­про­фи­ли­ро­ва­ния и запус­ка закры­тых спир­то­вых заво­дов и реа­ли­за­ции спе­ци­аль­ных госпрограмм.

Где взять миллиард?

Как сде­лать при­вле­ка­тель­ным стро­и­тель­ство инду­стри­аль­ных пар­ков по глу­бо­кой пере­ра­бот­ке зер­на, рас­ска­зал тех­ни­че­ский дирек­тор НЕО Цен­тра Дмит­рий Шапо­ва­лов на при­ме­ре пар­ка Meihuab в Китае и пло­щад­ки ком­па­нии Cargill в США. Объ­ем пере­ра­бот­ки про­дук­ции в них дости­га­ет 1,5 – 2,5 млн т / год. Но «на под­сту­пах» к таким про­ек­там инве­стор дол­жен выпол­нить ряд усло­вий: 3 млн тонн зер­на в ради­у­се до 500 км, 200 МВт сво­бод­ных элек­три­че­ских мощ­но­стей и 60 тыс. куб / ч при­род­но­го газа, вод­ные ресур­сы, плюс уча­сток не менее 120 га, транс­порт­ная инфра­струк­ту­ра, пор­то­вые мощ­но­сти… Но глав­ное – кап­вло­же­ния! Не менее мил­ли­ар­да евро… «Под­нять» такие инве­сти­ции, по мне­нию спи­ке­ра, могут инве­сто­ры с годо­вой выруч­кой на уровне 50 млрд евро. Тут даже наши веду­щие агро­хол­дин­ги («Мира­торг», «Содру­же­ство», «Эфко») «отды­ха­ют». Вывод экс­пер­та: столь круп­ные про­ек­ты «по зубам» толь­ко неф­те­га­зо­во­му сек­то­ру. Но пока неф­тя­ни­ки раз­мыш­ля­ют, глу­бо­кая пере­ра­бот­ка зер­на оста­ет­ся уде­лом энту­зи­а­стов. Все реа­ли­зо­ван­ные в Рос­сии про­ек­ты – резуль­тат воле­вых уси­лий отдель­ных людей, а цель­но­го под­хо­да, систем­ной рабо­ты, под­чи­нен­ной конеч­ной цели, пока нет. Но дело сдви­ну­лось с мерт­вой точки.

Биоэтанол в качестве топлива

Основ­ной объ­ем потреб­ля­е­мо­го в мире био­эта­но­ла исполь­зу­ет­ся для про­из­вод­ства стан­дарт­ных авто­мо­биль­ных бен­зи­нов. Допу­сти­мая кон­цен­тра­ция эта­но­ла в раз­ных стра­нах огра­ни­че­на 5 – 15% об. (в Бра­зи­лии – 27%).

Высо­ко­ок­та­но­вые эфи­ры – эти­л­трет­бу­ти­ло­вый (ЭТБЭ) и эти­л­тре­та­ми­ло­вый (ЭТАЭ), в син­те­зе кото­рых исполь­зу­ет­ся био­эта­нол и изо­бу­ти­лен / изо­ами­лен. Око­ло 5% миро­во­го про­из­вод­ства био­эта­но­ла исполь­зу­ет­ся для про­из­вод­ства эфиров.

Сред­не­эта­ноль­ные топ­ли­ва содер­жат от 20 до 40% об. спир­та (Е20, Е30, Е40). Рас­смат­ри­ва­ют­ся в каче­стве наи­бо­лее пер­спек­тив­ных видов эта­ноль­ных топ­лив. С уче­том Бра­зи­лии (бен­зин Е27) око­ло 25% про­из­во­ди­мо­го спир­та исполь­зу­ет­ся в сред­не­эта­ноль­ном топливе.

Высо­ко­эта­ноль­ные топ­ли­ва для спе­ци­аль­ных бен­зи­но­вых и дизель­ных авто­мо­би­лей с содер­жа­ни­ем спир­та от 50 до 95% об. (Е85, Е100, ED95). Этот сег­мент потреб­ле­ния пре­тен­ду­ет при­мер­но на 10 % миро­во­го про­из­вод­ства биоэтанола.

Читайте также