Дизайн: НСХ

Мотивация и мобилизация

Дизайн: НСХ

Марина Политова

Шеф-редактор журнала «Новое сельское хозяйство», редактор рубрик «АПК России», «Животноводство»

Поделитьтся

В деся­тый раз в сте­нах Меж­ду­на­род­ной про­мыш­лен­ной ака­де­мии в Москве встре­ти­лись пред­ста­ви­те­ли отрас­ли сви­но­вод­ства. На сво­ем юби­лей­ном собра­нии сви­но­во­ды гово­ри­ли не толь­ко о дости­же­ни­ях.

Ключе­вой доклад на собра­нии сде­лал бес­смен­ный руко­во­ди­тель Наци­о­наль­но­го сою­за сви­но­во­дов Юрий Кова­лев, с пер­во­го подоб­но­го меро­при­я­тия поста­вив­ший высо­кую план­ку пред­став­ле­ния годо­вых отче­тов – подроб­ные пре­зен­та­ции с раз­да­чей мате­ри­а­ла участ­ни­кам.

В момент созда­ния в 2009 году отрас­ле­вое объ­еди­не­ние поста­ви­ло зада­чу – под­дер­жа­ние рен­та­бель­но­сти про­из­вод­ства эффек­тив­ных рос­сий­ских сви­но­вод­че­ских ком­па­ний на уровне, обес­пе­чи­ва­ю­щем рас­ши­рен­ное вос­про­из­вод­ство в дол­го­сроч­ной пер­спек­ти­ве. На это были бро­ше­ны ресур­сы, в первую оче­редь, интел­лек­ту­аль­ные.

Что было?

Поло­же­ние в отрас­ли ста­биль­но. Про­из­вод­ство сви­ни­ны в живом весе за 2018 год воз­рос­ло на 5,5 % (+250 тыс. т., все­го – 4,8 млн т), на долю круп­ных пред­при­я­тий при­хо­дит­ся 8,2 % (+309,6 тыс. т), в то вре­мя как КФХ и ЛПХ, как и все послед­ние годы, «ухо­дят в минус» – 5,5 и –7,7 %.

Про­из­вод­ство сви­ни­ны в КФХ ста­но­вит­ся мар­ги­наль­ным направ­ле­ни­ем: сек­тор про­из­во­дит лишь 54,7 тыс. тонн (ЛПХ – 675,9), по про­гно­зам экс­пер­тов, его доля будет и даль­ше сжи­мать­ся. Эта доля ждет и ЛПХ – к 2022 году лишь 377 тыс. тонн будет при­хо­дить­ся на лич­ные подво­рья. Пер­вое полу­го­дие теку­ще­го года уже под­твер­ди­ло тен­ден­ции: ЛПХ –6,9 %, КФХ –4,5, СХП +7,3 %.

Рост соб­ствен­но­го про­из­вод­ства во всех сег­мен­тах мяс­но­го живот­но­вод­ства ведет к сокра­ще­нию объ­е­мов импор­та в Рос­сию (рису­нок на с. 8).  При этом в сви­но­вод­стве за послед­ние шесть лет достиг­ну­то импор­то­за­ме­ще­ние в объ­е­ме 1,2 млн тонн.

При кво­те 430 тыс. тонн в 2018 году реаль­но импор­ти­ро­ва­ли все­го 86 тыс. тонн ( – 73 % к 2018 году). Но «откры­тие» Бра­зи­лии уже ска­за­лось на ситу­а­ции: за пер­вое полу­го­дие 2019 года в Рос­сию вве­зе­но 69 тыс. тонн (+86 % к тому же пери­о­ду 2018-го), в первую оче­редь мясо. В дру­гих направ­ле­ни­ях мяс­но­го живот­но­вод­ства импорт сокра­тил­ся.

«Про­мыш­лен­ни­ки» сей­час про­из­во­дят 85 % обще­го объ­е­ма сви­ни­ны, при этом доля топ-3 («Мира­торг», «Чер­ки­зо­во» и «Агро-Бело­го­рье») не дости­га­ет чет­вер­ти рын­ка, а топ-20 про­из­во­дит 65 % мяса. Впро­чем, даже круп­ней­ший рос­сий­ский про­из­во­ди­тель мяса (всех видов) ГК «Чер­ки­зо­во», по дан­ным экс­пер­тов «Рабо­бан­ка» (Нидер­лан­ды), не вошел в два­дцат­ку круп­ней­ших миро­вых про­из­во­ди­те­лей. Это поло­же­ние на миро­вом рын­ке испол­ни­тель­ный дирек­тор Наци­о­наль­но­го сою­за сви­но­во­дов трак­ту­ет как «Нам есть куда рас­ти!»

Рас­ти при­дет­ся в первую оче­редь вовне: уро­вень внут­рен­не­го потреб­ле­ния сви­ни­ны в Рос­сии ста­би­лен (32 – 34 % – око­ло 3,7 млн тонн, 25 кг на чело­ве­ка в год), про­из­вод­ство внут­ри вку­пе с «откры­ти­ем» с нояб­ря 2018 года Бра­зи­лии ведет к повы­ше­нию пред­ло­же­ния на рын­ке (это уже при­ве­ло к сни­же­нию опто­вых цен на 5 – 10 %). Парал­лель­но сни­же­ние кур­са руб­ля и высо­кая уро­жай­ность зер­но­вых при­ве­ла к росту цен на фураж на внут­рен­нем рын­ке на 50 – 60 % (а в ЦФО – почти на сто!). В ито­ге, по про­гно­зам Юрия Кова­ле­ва, в 2019 году более поло­ви­ны пред­при­я­тий попа­дут в зону «отри­ца­тель­но­го финан­со­во­го резуль­та­та».

Что будет?

Если «Кто вино­ват» понят­но, то отно­си­тель­но «Что делать» есть раз­ные под­хо­ды. Отрад­но, что наря­ду с про­из­вод­ством в послед­ние годы про­грес­си­ро­ва­ла и пере­ра­бот­ка, так что сего­дня доля убоя на вновь постро­ен­ных и модер­ни­зи­ро­ван­ных пред­при­я­ти­ях воз­рос­ла до 55 % (24 из 41 млн голов), в раз­ной сте­пе­ни готов­но­сти нахо­дят­ся мощ­но­сти по убою еще на 14 млн сви­ней в год.

Что­бы заво­е­вать сво­е­го поку­па­те­ля не толь­ко низ­кой ценой, сви­но­во­ды пере­смат­ри­ва­ют фор­мат пред­ло­же­ния това­ра – в трен­де уже хоро­шо зна­ко­мые нам про­дук­ты в инди­ви­ду­аль­ной упа­ков­ке.

Но хариз­ма­тич­ный Мушег Мами­ко­нян, пре­зи­дент Мяс­но­го сою­за, при­звал руко­во­ди­те­лей пред­при­я­тий смот­реть даль­ше: сего­дня у нас идут в ход деся­ти­ле­тия назад внед­рен­ные на Запа­де мар­ке­тин­го­вые улов­ки, а мир тем вре­ме­нем не сто­ит на месте. На при­ме­ре яиц и ово­щей он про­де­мон­стри­ро­вал, насколь­ко дале­ко мар­ке­то­ло­ги раз­ви­тых стран зашли в стрем­ле­нии узнать и удо­вле­тво­рить потреб­но­сти поку­па­те­ля. Почти 20 % миро­во­го рын­ка зани­ма­ют про­дук­ты высо­кой сте­пе­ни пере­ра­бот­ки, напри­мер тер­ми­че­ски обра­бо­тан­ной. Тер­ми­че­ская обра­бот­ка выгля­дит реше­ни­ем мно­же­ства задач – от эко­ло­ги­че­ских (сокра­ще­ние исполь­зо­ва­ния фрео­на, умень­ше­ние объ­е­мов пере­во­зи­мых гру­зов, более эффек­тив­ное исполь­зо­ва­ние элек­тро­энер­гии) до эти­че­ских (мини­ми­за­ция отхо­дов, выбра­сы­ва­ние про­дук­тов).

«На то, что­бы вве­сти в экс­плу­а­та­цию новую линию на про­из­вод­стве, тре­бу­ет­ся несколь­ко лет, поэто­му если вы хоти­те быть в лиде­рах через пять лет, начи­нать про­ек­ти­ро­вать нуж­но сей­час», – таков был посыл докла­да экс­пер­та.

Сего­дня боль­шой кусок рын­ка у сви­но­во­дов-пере­ра­бот­чи­ков отни­ма­ют фаб­ри­ки-кух­ни и ресто­ра­ны, рас­ши­ря­ю­щие служ­бу достав­ки: курье­ры DeliveryClub и Яндекс.

Еда на ули­цах мега­по­ли­сов ста­ло едва ли не боль­ше, чем так­си. Это наблю­де­ние под­твер­ди­ла и Ана­ста­сия Джа­фа­ро­ва из GfK: «Рынок HoReCa рас­тет, люди ста­ли чаще поку­пать гото­вые про­дук­ты».

«Пок а вы заня­ты гло­баль­ны­ми веща­ми – изу­че­ни­ем спро­са и потреб­но­стей ази­ат­ских рын­ков, ваш соб­ствен­ный зани­ма­ют. Поэто­му давай­те ста­вить цель – про­да­вать конеч­ный про­дукт!» – при­звал М. Мами­ко­нян.

И тут есть чему поучить­ся и у китай­цев – в их киос­ках типа нашей «Печа­ти» мож­но купить тер­ми­че­ски обра­бо­тан­ные, запа­ко­ван­ные в ваку­ум гото­вые к потреб­ле­нию про­дук­ты из сви­но­го мяса.

Оче­вид­но, что и за рос­сий­ско­го поку­па­те­ля сви­но­во­дам при­дет­ся побо­роть­ся (в первую оче­редь с пти­це­во­да­ми): «Виды мяса вза­и­мо­за­ме­ня­е­мы, при сход­ной цене выиг­ры­вать будут те, кто пред­ла­га­ет товар, луч­ше отве­ча­ю­щий потреб­но­стям кли­ен­та» (М. Мами­ко­нян).

Чем сердце успокоится?

В выпол­не­нии зада­чи по выхо­ду на экс­порт­ные рын­ки лиде­ра­ми про­шло­го года ста­ли овце­во­ды: при­рост экс­пор­та соста­вил 2571 % (с 0,46 до 12,37 тыс. тонн), сви­но­во­ды заня­ли 2-е место: 18 % – с 71,9 до 84,6 тыс. тонн. В пер­вом полу­го­дии 2019 года сви­но­во­ды нарас­ти­ли экс­порт на 15 % к тому же пери­о­ду про­шло­го года, уве­ли­чил­ся экс­порт говя­ди­ны (+63 %), а вот по пти­це и бара­нине отме­ти­ли спад ( – 11 % и –2 % соот­вет­ствен­но).

Если гово­рить о сви­нине, на 57 % мы тор­гу­ем суб­про­дук­та­ми, еще 39 % – это мясо. Сви­ной жир или живые сви­ньи из Рос­сии зару­беж­ных поку­па­те­лей инте­ре­су­ют мало. При­чем мясо поку­па­ют Укра­и­на (56 %) и Бело­рус­сия (23 %), а суб­про­дук­ты направ­ля­ют­ся в Азию (Вьет­нам – 34 %, Гон­конг – 54 %).

Китай, как наи­бо­лее пер­спек­тив­ный рынок, тоже отнюдь не без­об­ла­чен. Да, нашим экс­пор­те­рам сыг­ра­ло на руку появ­ле­ние в Китае АЧС, при­вед­шее к сни­же­нию пого­ло­вья почти на 1,2 млн за шесть меся­цев: экс­порт сви­ни­ны в эту стра­ну стал рас­ти, и рос­сий­ским пред­при­я­ти­ям, по сло­вам Ю. Кова­ле­ва, «важ­но не остать­ся в сто­роне от обще­го трен­да». Мно­гие из них уже ста­вят такие пла­ны (с. 10).

Но одно­вре­мен­но, на фоне рас­про­стра­не­ния эпи­зоо­тии и обес­по­ко­ен­но­сти насе­ле­ния без­опас­но­стью пище­вых про­дук­тов, а так­же роста цен, уже сокра­ти­лось и потреб­ле­ние это­го вида мяса: китай­цы заме­ща­ют сви­ни­ну пти­цей – такой про­гноз дают Мини­стер­ство сель­ско­го хозяй­ства КНР и экс­пер­ты «Рабо­бан­ка». И все же уже в 2019 году ожи­да­ет­ся допол­ни­тель­ный импорт в стра­ну 1,5 – 2 млн тонн сви­ни­ны.

Что­бы зна­чи­тель­ная часть этих объ­е­мов была рос­сий­ской, сле­ду­ет при­ло­жить уси­лия – как на госу­дар­ствен­ном уровне (пер­вые шаги уже сде­ла­ны: актив­но рабо­та­ют Рос­сель­хоз­над­зор, Мин­сель­хоз, Минэко­ном раз­ви­тия, МИД), так и на уровне пред­при­я­тий. И здесь участ­ни­ки годо­во­го собра­ния полу­чи­ли неко­то­рые кон­крет­ные реко­мен­да­ции по вхож­де­нию на рын­ки Китая.

Мушег Мами­ко­нян при­звал учить­ся и на опы­те молоч­но­го сек­то­ра, и на его ошиб­ках, в част­но­сти, не забы­вать реги­стри­ро­вать свои тор­го­вые мар­ки, что­бы в этом не опе­ре­ди­ли дру­гие.

Вла­ди­мир Пет­ри­чен­ков («Про­Зер­но») пред­ста­вил подроб­ный ана­лиз зер­но­во­го рын­ка, пре­ду­пре­див, что несмот­ря на высо­кие уро­жаи «про­ва­ла цен не будет», но отме­тил, что, к при­ме­ру, ячмень – в избыт­ке («это рынок поку­па­те­ля»), а вот на куку­ру­зу спрос выше пред­ло­же­ния («рынок про­дав­ца с неопре­де­лен­ным потол­ком цен»).

Итак, цели постав­ле­ны, зада­чи ясны. Каж­дый из участ­ни­ков годо­во­го собра­ния услы­шал что-то свое: для одних это моти­ва­ция для выхо­да на новые гори­зон­ты, для дру­гих – повод моби­ли­зо­вать все уси­лия на то, что­бы удер­жать­ся на пла­ву. Отрад­но, что уро­вень про­блем сей­час, через десять лет после созда­ния Наци­о­наль­но­го сою­за сви­но­во­дов, уже совсем иной.

Читайте также

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *