«Железный конь приходит на смену крестьянской лошадке». Этот лозунг начала прошлого века, кажется, не опровергнуть. Но даже в центре европейского сельхозмашиностроения Германии тяжеловозы не ушли в прошлое. В этом можно было убедиться в конце июня в бранденбургском местечке Брюк.
Титаны скаковой дорожки – такое громкое название носит трехдневное шоу, которое в этом году проводилось уже в 16‑й раз. Программа грандиозного мероприятия началась в пятницу 23 июня с селекционных мероприятий – Открытого международного чемпионата жеребят и бонитировки кобыл. Несмотря на то что Германия считается мировым лидером в производстве лошадей для классического конного спорта, численность тяжеловозов здесь остается стабильной. Причина тому – добронравие, сформировавшаяся за века привычка работать в тесной связке с человеком и «тихая сила» тяжеловозов. Вам, наверняка, тоже приходилось видеть рекламу пивоваренных компаний с участием запряжек впечатляющих гигантов. Но одними шоу использование тяжеловозов не ограничивается. И примеров тому за два последующих дня «Титанов» было предостаточно.
Одним из самых захватывающих номеров программы стал финал открытого соревнования «Самый сильный тяжеловоз Бранденбурга». В субботу, 24 июня, состоялись квалификационные «заезды», в воскресенье по шесть самых сильных в группах мелких и крупных тяжеловозов в присутствии болеющей публики выступили в финале.
К линии старта полозья с установленным на нем грузом (тонна для «крупных» тяжеловозов и 700 кг для «мелких») подтягивал трактор, лошадь впрягали, она трогалась с места и должна была двигаться шагом 80 метров, причем каждые 10 метров на санки встают люди. На середине дистанции следовала 5‑секундная пауза и повторное страгивание: последние метры давались многим непросто. И здесь претворением в жизнь пословицы «Дело мастера боится» стал дождь медалей, завоеванных двоюродными братьями Марио Кауфманом и Йенсом Фингеровым: своих лошадей они ежедневно используют для трелевочных работ в лесу. Стоит ли удивляться, что три жеребца братьев заняли весь пьедестал среди крупных тяжеловозов, а в группе мелких семейному подряду досталось «серебро».
Но не случайно в названии шоу фигурирует скаковая дорожка: семь скачек состоялись в воскресенье. Для тех, кто бывал на ипподромах, они были в диковинку, и дело не только в том, что скакали не поджарые чистокровки: скачки в Брюке проводятся без седла и по часовой стрелке, да еще граница массы установлена – для лошади – нижняя: не легче 600 кг. А в одной скачке даже стартовали на мулах (правда, оседланных).
Запряжка мулов принимала участие и в еще одном захватывающем дух соревновании – турнире по экипажной езде среди шестериков, пар, четвериков. Экипажная езда – это не размеренное шествие, а скоростное преодоление дистанции с расставленными по ней препятствиями, между которыми приходилось маневрировать, не разрушив, объехать, не задев, и здесь требовалась не только скорость, но и смелость. Кроме этой дисциплины, в которой обычно тоже стартуют на лошадях полукровных пород, программу мероприятия дополняли и напоминающие ипподромные бега заезды двоек и четвериков на резвость. Порой в управлении наездника находилось свыше четырех тонн живого веса. Особая разновидность заездов – в римской запряжке (в отличие от «стандартного» четверика, лошади здесь расположены по четыре в ряд, а не парами друг за другом): здесь победителя определяли по итогам заездов в субботу и воскресенье. Лучшим в этой дисциплине стал саксонец Франк Ользнер на четверике из саксонско-тюрингских и рейнских тяжеловозов. Австрийцы запрягли свою национальную породу – норикеров.
Иностранцев на турнире присутствовало много: на параде открытия можно было насчитать более десятка флагов, среди которых – и российский. А пару лет назад здесь даже стартовала четверка владимирских тяжеловозов, правда, под управлением швейцарских наездников.
Русскую речь можно было услышать и среди зрителей. В субботу шоу посетила делегация из Калининградской области – и не для развлечения, а для обсуждения деталей будущего проекта. Дело в том, что Брюк находится на старинном торговом пути, соединявшем бельгийский Брюгге с Великим Новгородом, входившими в Ганзейский союз. В 2018 году планируется организовать пробег Titanen on tour: на нескольких экипажах, запряженных тяжеловозами, участники проследуют из Брюка через Калининградскую область, Санкт-Петербург до старинного русского города Великого Новгорода.
Один из инициаторов тура – Герхард Тиле, ветеринарный врач, выпускник Московской ветеринарной академии имени К. И. Скрябина, поделился своим видением: «Мы видим, как политики строят стены между народами. А мы хотим их объединить. И рабочая лошадь, которую любят и ценят и в России, и в Германии, – хороший проводник идеи дружбы». Будем надеяться, что эта благородная идея найдет поддержку и у спонсоров.