Фото: Е.Герасименко

Русские иностранцы

Фото: Е.Герасименко

Елена Герасименко

Руководитель рекламной службы, редактор журнала «Новое сельское хозяйство», генеральный директор OOO «ДЛВ АГРОДЕЛО»

Поделитьтся

Десять лет назад в Набе­реж­ных Чел­нах (Рес­пуб­ли­ка Татар­стан) стар­то­ва­ло про­из­вод­ство трак­то­ров кон­цер­на CNH Industrial. Во что вырос про­ект – про­де­мон­стри­ро­ва­ли пред­ста­ви­те­ли заво­да в нача­ле декаб­ря 2019 г.

А ваш «аме­ри­ка­нец» из насто­я­щих или из тех, что рож­де­ны в Рос­сии? Все‑таки родом из Набе­реж­ных Чел­нов! И вы нисколь­ко не сму­ще­ны его про­ис­хож­де­ни­ем? При­знай­тесь, что, поку­пая свой Case IH или New Holland, вы все же пере­жи­ва­ли: бренд‑то импорт­ный, а сбор­ка – рос­сий­ская! Любой, кто зака­зы­ва­ет себе трак­тор чел­нин­ско­го про­из­вод­ства все же зада­ет­ся вопро­сом: столь же хоро­ши эти «ино­стран­цы» с эти­кет­кой Made in Russia, как и загра­нич­ные – сде­лан­ные на заво­дах в бри­тан­ском Базил­доне или австрий­ском Санкт‑Фалентине? Может, к евро­пей­ско­му или аме­ри­кан­ско­му фер­ме­ру едут трак­то­ры более каче­ствен­ной сбор­ки? Смею вас заве­рить – «аме­ри­кан­цы» рус­ской сбор­ки ничем не усту­па­ют сво­им ино­стран­ным собра­тьям!

Есть чем гордиться

Ска­же­те, что в том же Базил­доне исто­рия, тра­ди­ции – трак­то­ры соби­ра­ют­ся на заво­де, неко­гда при­над­ле­жа­щем груп­пе ком­па­ний Ford. Так и чел­нин­ским трак­то­рам есть чем отве­тить – изго­тав­ли­ва­ют­ся на исто­ри­че­ской пло­щад­ке КамА­За, имен­но в сте­нах того кор­пу­са, с кото­ро­го начи­нал­ся леген­дар­ный совет­ский завод в 1976 г. Отсю­да выхо­ди­ли пер­вые гру­зо­ви­ки извест­но­го во всем мире брен­да. Тер­ри­то­рия 99 тысяч квад­рат­ных мет­ров, две тре­ти из кото­рых – под кры­шей.

Не поду­май­те, что здесь с тех пор ниче­го не изме­ни­лось. С 2009 года, когда кон­церн CNH Industrial под­пи­сал с руко­вод­ством КамА­За согла­ше­ние о созда­нии сов­мест­но­го пред­при­я­тия по сбор­ке трак­то­ров, сюда инве­сти­ро­ва­ли око­ло 45 млн долл. США. Изме­ни­лись внеш­ний вид кор­пу­са, кон­струк­ция кры­ши, обшив­ка стен изнут­ри, пере­кры­тия, зали­ты были новые полы, постав­ле­ны спе­ци­аль­ные стан­ки и обо­ру­до­ва­ние. В общем, завод в Набе­реж­ных Чел­нах пре­вра­тил­ся в совре­мен­ное про­из­вод­ство.

В 2010 году, когда модер­ни­за­ция выде­лен­ной пло­щад­ки еще толь­ко раз­во­ра­чи­ва­лась, пред­при­я­тие уже выпу­сти­ло пер­вые трак­то­ры. В целом здесь пред­по­ла­га­лось вести круп­но­уз­ло­вую сбор­ку 2 500 трак­то­ров и 1 500 ком­бай­нов (еже­год­но)!

Зеркало рынка

Зна­ко­вым стал 2012 год, когда «СиЭнЭйч Индаст­ри­ал Рус­сия» пере­шел в «еди­но­лич­ное вла­де­ние» кон­цер­на CNH Industrial. Каза­лось бы, теперь толь­ко в рост – к тем  самым 4 000 еди­ни­цам пла­но­вой мощ­но­сти. Но раз­ви­тие ситу­а­ции на рос­сий­ском рын­ке внес­ло свои кор­рек­ти­вы, выпуск про­дук­ции возы­мел тен­ден­цию к сокра­ще­нию.

Дирек­тор пред­при­я­тия в Набе­реж­ных Чел­нах Анфис Сад­ри­ев, демон­стри­руя про­из­вод­ствен­ные гра­фи­ки ком­мен­ти­ру­ет: «Мы отзер­ка­ли­ва­ем про­ис­хо­дя­щее в эко­но­ми­ке стра­ны. Если рынок потреб­ля­ет гораз­до мень­ше, чем мы можем про­из­ве­сти, то нет необ­хо­ди­мо­сти выпус­кать тех­ни­ки боль­ше».

Кри­зис­ные явле­ния 2014 года выну­ди­ли пред­при­я­тие опти­ми­зи­ро­вать­ся, сокра­ти­ли пер­со­нал почти втрое. К 2018 году объ­е­мы про­из­вод­ства сно­ва уве­ли­чи­лись, ситу­а­ция, каза­лось, ста­би­ли­зи­ро­ва­лась. «Повто­рюсь, наши объ­е­мы про­из­вод­ства – отра­же­ние ситу­а­ции на внут­рен­нем рын­ке, – напо­ми­на­ет А. Сад­ри­ев и ссы­ла­ет­ся на тру­до­ем­кость созда­ния само­ход­ной сель­хоз­тех­ни­ки. – У нас про­из­вод­ство более тру­до­ем­ко по срав­не­нию, напри­мер, со сбор­кой тех же авто­мо­би­лей. Так, напри­мер, лег­ко­вой авто­мо­биль соби­ра­ет­ся, услов­но, из одной тыся­чи дета­лей, а трак­тор состо­ит из ком­по­нен­тов, чис­ло кото­рых колеб­лет­ся от пяти до деся­ти тысяч! Поэто­му при­хо­дит­ся идти в ногу со вре­ме­нем и усло­ви­я­ми, про­дик­то­ван­ны­ми поло­же­ни­ем дел на рын­ке».

CNH Industrial отсле­жи­ва­ет мар­ке­тин­го­вые и рыноч­ные тен­ден­ции в Рос­сии, посто­ян­но рабо­та­ет над тем, что­бы пред­ло­жить сво­им кли­ен­там наи­бо­лее акту­аль­ные и вос­тре­бо­ван­ные про­дук­ты и сер­ви­сы, исхо­дя из сво­е­го бога­то­го про­мыш­лен­но­го меж­ду­на­род­но­го опы­та и широ­кой линей­ки про­дук­ции.

Русификация производства

Кста­ти, про­из­вод­ство в Набе­реж­ных Чел­нах не суб­си­ди­ру­ет­ся, хотя от изна­чаль­но выбран­ной круп­но­уз­ло­вой сбор­ки тех­ни­ки был сде­лан боль­шой шаг к лока­ли­за­ции про­из­вод­ства. Анфис Сад­ри­ев отме­ча­ет, что в сто­и­мост­ном выра­же­нии «мест­ный вклад» по отдель­ным ком­по­нен­там состав­ля­ет от 30 до 50 %, и рабо­ты над повы­ше­ни­ем сте­пе­ни лока­ли­за­ции про­дол­жа­ют­ся.

«Хотя в этом и отста­ем от дру­гих ком­па­ний на рос­сий­ском рын­ке, мы про­дол­жа­ем рабо­тать над уве­ли­че­ни­ем про­цен­та лока­ли­за­ции, – ком­мен­ти­ру­ет Анфис Сад­ри­ев. – А это озна­ча­ет, что необ­хо­ди­мо вести посто­ян­ную рабо­ту с рос­сий­ски­ми постав­щи­ка­ми. У очень мно­гих из них каче­ство пред­ла­га­е­мой про­дук­ции не соот­вет­ству­ет тому уров­ню, кото­рый необ­хо­дим нам. В струк­ту­ре гло­баль­но­го CNH Industrial есть под­раз­де­ле­ние, кото­рое зани­ма­ет­ся поис­ком постав­щи­ков. Суще­ству­ет про­цесс их вали­да­ции, в рам­ках кото­ро­го про­ве­ря­ет­ся финан­со­вое поло­же­ние и тех­ни­че­ские воз­мож­но­сти. Обя­за­тель­но смот­рим нали­чие меж­ду­на­род­ных сер­ти­фи­ка­тов – как на про­из­вод­ство и про­дук­цию, так и на сырье».

Со сво­ей сто­ро­ны завод «СиЭнЭйч Индаст­ри­ал Рус­сия» готов предо­ста­вить четы­ре меж­ду­на­род­ных сер­ти­фи­ка­та, в том чис­ле и ИСО 9001 (Стан­дар­ты менедж­мен­та каче­ства), плюс сер­ти­фи­ка­ты по соблю­де­нию эко­ло­ги­че­ских норм, энер­го­ме­недж­мен­ту и проф­без­опас­но­сти. Мы серьез­ные в этом плане, – добав­ля­ет руко­во­ди­тель. – Каж­дый год про­хо­дим ресер­ти­фи­ка­цию и ауди­ты. Кро­ме того, у нас есть свой внут­рен­ний аудит».

Уже сего­дня чел­нин­ский завод от рос­сий­ских про­из­водств кон­ку­рен­тов по запад­но­му рын­ку выгод­но отли­ча­ет то, что здесь пол­но­стью лока­ли­зо­ва­но про­из­вод­ство кабин для трак­то­ров. Для тех, кто не верит, дирек­тор лич­но готов про­ве­сти экс­кур­сию: вот ста­нок для лазер­ной рез­ки мета­ла, здесь листо­ги­боч­ный пресс, тут каби­ны варят. Оснаст­ки, по кото­рым соби­ра­ют каби­ны, конеч­но, при­ве­зе­ны из Евро­пы…

Каби­ны и шас­си, а так­же мас­су дета­лей и ком­по­нен­тов помель­че после обра­бот­ки в дро­бес­труй­ной каме­ре отправ­ля­ют в каме­ру для окра­ши­ва­ния. «До робо­тов мы еще не дорос­ли, – ком­мен­ти­ру­ет рабо­ту маля­ров руко­во­ди­тель пред­при­я­тия, – но тако­го каче­ства окра­ши­ва­ния, как у нас в неспе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных усло­ви­ях добить­ся невоз­мож­но. Важ­но соблю­де­ние тех­но­ло­гии, в том чис­ле и вре­ме­ни запе­ка­ния крас­ки в спе­ци­аль­ной сушиль­ной каме­ре».

Собран­ный на заво­де в Набе­реж­ных Чел­нах трак­тор или ком­байн обя­за­тель­но про­хо­дит тести­ро­ва­ние на стен­де дина­ми­че­ских испы­та­ний, под­вер­га­ет­ся ауди­ту гото­вой про­дук­ции в соот­вет­ствии со все­ми внут­рен­ни­ми стан­дар­та­ми меж­ду­на­род­но­го кон­цер­на CNH Industrial.

Куда ведет рынок

На сего­дняш­ний день на заво­де «СиЭнЭйч Индаст­ри­ал Рус­сия» про­из­во­дят­ся три моде­ли трак­то­ров New Holland серий Т7 и Т8. В 2020 г. при­сту­пят к сбор­ке трак­то­ров Case IH Magnum 310 и 340.

С осо­бым тре­пе­том ждет гене­раль­ный дирек­тор успеш­но­го раз­ре­ше­ния ситу­а­ции по воз­мож­но­сти про­из­вод­ства и реа­ли­за­ции гибрид­ных трак­то­ров, рабо­та­ю­щих как на дизель­ном топ­ли­ве, так и на метане. В стране есть воз­мож­ность про­да­вать и исполь­зо­вать авто­транс­порт на газо­мо­тор­ном топ­ли­ве, но не трак­то­ры! Обсуж­де­ния воз­мож­но­стей реа­ли­за­ции газо­мо­тор­ной сель­хоз­тех­ни­ки пока про­дол­жа­ют­ся на зако­но­да­тель­ном уровне.

Боль­шие виды у Анфи­са Сад­ри­е­ва в свя­зи  со стар­том сбор­ки трак­то­ров стро­и­тель­ной серии. Сей­час как раз рас­смат­ри­ва­ют­ся воз­мож­но­сти лока­ли­за­ции мини‑погрузчиков CASE и New Holland Construction.

Есть, пожа­луй, в такой гиб­ко­сти, какая свой­ствен­на чел­нин­ско­му пред­при­я­тию, своя пре­лесть: не жела­ет рынок этих трак­то­ров, пред­ло­жим ему дру­гие, хоро­шо про­да­ют­ся посев­ные ком­плек­сы – вот вам и посев­ные ком­плек­сы… Гля­дишь, через год‑другой ассор­ти­мент про­дук­ции, выпус­ка­е­мой рос­сий­ским заво­дом уве­ли­чит­ся, а чис­ло еди­ниц тех­ни­ки, поки­да­ю­щей мест­ный кон­вей­ер, при­бли­зит­ся, пусть, не к четы­рем, так к двум тыся­чам.

Читайте также

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *