Фото: фирма

Назад, к природному

Фото: фирма

Марина Политова

Шеф-редактор журнала «Новое сельское хозяйство», редактор рубрик «АПК России», «Животноводство»

Поделитьтся

Когда-то сель­ское хозяй­ство совер­ши­ло ска­чок от нату­раль­но­го к товар­но­му про­из­вод­ству. На новом вит­ке исто­рии мы вновь гово­рим о нату­раль­ном хозяй­стве, но в совер­шен­но ином смысле.

И хотя Тех­ни­че­ский день, устро­ен­ный кор­по­ра­ци­ей FTP Industrial в ита­льян­ском Турине, был посвя­щен пре­зен­та­ции новей­шей раз­ра­бот­ки, дис­кус­сия на фору­ме носи­ла более гло­баль­ный харак­тер. Каким будет сель­ское хозяй­ство буду­ще­го? Как умень­шить нагруз­ку на окру­жа­ю­щую сре­ду и сде­лать про­из­вод­ство более устойчивым?

Нату­раль­ное хозяй­ство по-ново­му – это пред­при­я­тие, спо­соб­ное почти всем обес­пе­чить себя само­сто­я­тель­но. Мене­джер по инно­ва­ци­ям и тех­но­ло­ги­ям груп­пы FPT Industrial Джан­кар­ло Дел­ло­ро поде­лил­ся кон­цеп­ци­ей энер­ге­ти­че­ски неза­ви­си­мой фер­мы: фер­мен­та­ция наво­за и остат­ков рас­те­ние­вод­ства поз­во­ля­ет полу­чить одно­вре­мен­но цен­ные удоб­ре­ния для рас­те­ние­вод­ства и био­газ, кото­рый, в свою оче­редь, идет на отоп­ле­ние и исполь­зу­ет­ся для заправ­ки тех­ни­ки, тех­ни­ка обра­ба­ты­ва­ет поля, где выра­щи­ва­ет­ся про­до­воль­ствие и кор­ма – цикл замкнул­ся. Мож­но пой­ти и даль­ше: не толь­ко про­из­во­дить био­газ для соб­ствен­ных нужд, но и про­да­вать его «на сторону».

Заво­ды по про­из­вод­ству био­га­за не толь­ко из отхо­дов сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го про­из­вод­ства – это наше «зеле­ное» буду­щее, – уве­ре­ны про­из­во­ди­те­ли тех­ни­ки, рабо­та­ю­щей на нату­раль­ном газе и био­ме­тане. По сло­вам Мау­ро Нико­лет­ти (ком­па­ния Schmack Biogas, груп­па Viessmann), уже сего­дня тех­но­ло­гии поз­во­ля­ют не толь­ко про­из­во­дить энер­гию из газа, но и обес­пе­чи­ва­ют обрат­ный про­цесс – сохра­не­ние избы­точ­ной элек­тро­энер­гии (напри­мер, от вет­ро­ге­не­ра­то­ров и сол­неч­ных бата­рей) в фор­ме газа.

Сжа­тый и сжи­жен­ный при­род­ный газ серьез­но пре­вос­хо­дит тра­ди­ци­он­ное топ­ли­во по эмис­сии СО2: все­го 56,1… 56,4 г / МДж про­тив 73,2…73,4 у дизе­ля и бен­зи­на. Не могут кон­ку­ри­ро­вать с ними по про­из­во­ди­тель­но­сти и актив­но про­дви­га­е­мые эко­ло­ги­че­ски настро­ен­ны­ми сооб­ще­ства­ми элек­тро­дви­га­те­ли – с уче­том мас­сы совре­мен­ных литий-ион­ных акку­му­ля­то­ров и их энергоемкости.

При­зна­вая пре­иму­ще­ства нату­раль­но­го (и био-!) газа, все боль­ше транс­порт­ных ком­па­ний в Евро­пе пере­хо­дят на этот вид топ­ли­ва. По сло­вам Андреа Гери­ни, гене­раль­но­го сек­ре­та­ря Ассо­ци­а­ции про­из­во­ди­те­лей и поль­зо­ва­те­лей транс­порт­ных средств, рабо­та­ю­щих на при­род­ном газе и био­га­зе NVGA, коли­че­ство «газо­вых» ТС в 2015 году подо­бра­лось к 1,2 млн, а ведь еще деся­ти­ле­тие назад таких было чуть более четы­рех­сот тысяч.

Отве­том на повы­ше­ние спро­са ста­ло созда­ние инфра­струк­ту­ры: за послед­ние четы­ре года в 3,5 раза вырос­ло коли­че­ство запра­воч­ных стан­ций; в Евро­со­ю­зе даже дей­ству­ет спе­ци­аль­ная про­грам­ма, преду­смат­ри­ва­ю­щая софи­нан­си­ро­ва­ние таких про­ек­тов. Глав­ный драй­вер дви­же­ния в сто­ро­ну при­род­но­го газа – эко­ло­ги­че­ская ответ­ствен­ность, стрем­ле­ние к сни­же­нию выбро­сов СО2 и загряз­ня­ю­щих воз­дух частиц.

Анне­ма­рия Тим­мер­манс, пред­ста­ви­тель транс­порт­ной ком­па­нии VOS Logistic, вла­де­ю­щей более чем дву­мя тыся­ча­ми «боль­ше­гру­зов» на меж­ду­на­род­ных направ­ле­ни­ях, при­ве­ла и дру­гие «моти­ва­то­ры». Нидер­ланд­ская фир­ма исполь­зу­ет гру­зо­ви­ки на сжи­жен­ном газе с 2012 года (за это вре­мя было прой­де­но более 10 млн кило­мет­ров) и на сво­ем опы­те убе­ди­лась не толь­ко в их надеж­но­сти, но и в воз­мож­но­сти сэко­но­мить на топ­ли­ве, цена на кото­рое доста­точ­но ста­биль­на. Кро­ме того, умень­ша­ет­ся шумо­вая нагруз­ка, что бла­го­при­ят­но ска­зы­ва­ет­ся на ими­дже биз­не­са в гла­зах обще­ствен­но­сти. По про­гно­зу NVGA, к 2030 году на газе будут ездить 15 мил­ли­о­нов авто­мо­би­лей – боль­ше­груз­ных и легковых.

Но не забы­ли раз­ра­бот­чи­ки и о сель­ском хозяй­стве: на метане рабо­та­ет дви­га­тель ново­го трак­то­ра брен­да New Holland – Methane Power CNG N67. Шести­ци­лин­дро­вый дви­га­тель семей­ства NEF мощ­но­стью 180 л.с. обес­пе­чи­ва­ет кру­тя­щий момент 740 нМ при сни­же­нии шума и сокра­ще­нии про­из­вод­ствен­ных рас­хо­дов на 15%. Сей­час трак­тор уже нахо­дит­ся на 5‑й ста­дии сер­ти­фи­ка­ции для исполь­зо­ва­ния вне транс­порт­ной сети.

Участ­ни­кам Тех­ни­че­ско­го дня FPT Industrial из несколь­ких стран мира предо­ста­ви­лась воз­мож­ность не толь­ко про­ве­сти тест-драйв трак­то­ра на газе (а заод­но тяга­ча и мик­ро­ав­то­бу­са IVECO), но и посе­тить центр тести­ро­ва­ния дви­га­те­лей в Турине. Здесь на пло­ща­ди 28 тысяч квад­рат­ных мет­ров функ­ци­о­ни­ру­ет 51 уста­нов­ка для тести­ро­ва­ния дви­га­те­лей, 30 – для тести­ро­ва­ния транс­мис­сии, обо­ру­до­ва­ны восемь кли­ма­ти­че­ских камер, где вос­со­зда­ют­ся усло­вия жары и экс­тре­маль­ных моро­зов (от –35 до +40 °С) и даже высо­ко­го­рья (более 4000 м н.у.м.). Рабо­тая над созда­ни­ем без­вред­ных для окру­жа­ю­щей сре­ды дви­га­те­лей, инже­не­ры и соб­ствен­ную «фаб­ри­ку мыс­ли» сде­ла­ли «зеле­ной»: бла­го­да­ря сол­неч­ным бата­ре­ям и дру­гим инно­ва­ци­ям центр про­из­во­дит 2,7 млн кВт∙ч энер­гии в год, чего с лих­вой хва­та­ет не толь­ко на соб­ствен­ные нужды.

Уже два деся­ти­ле­тия кон­церн FPT Industrial раз­ра­ба­ты­ва­ет дви­га­те­ли, рабо­та­ю­щие на газе, за это вре­мя было выпу­ще­но более трид­ца­ти тысяч еди­ниц. Когда-то пер­вым в линей­ке был 9,5‑литровый 8469 NG мощ­но­стью 306 л.с. А 30 октяб­ря 2017 года ком­па­ния пред­ста­ви­ла новин­ку – дви­га­тель Cursor 13 NG мощ­но­стью 460 л.с. объ­е­мом 12,9 л, спо­соб­ный рабо­тать и на при­род­ном газе (сжи­жен­ном и сжа­том метане), и на био­га­зе. Он выде­ля­ет на 9% мень­ше СО2, на 41 % мень­ше загряз­ня­ю­щих частиц и на 27% мень­ше азо­ти­стых соеди­не­ний (NOx), чем топ­ли­во клас­са Евро-VI.

Поче­му инже­не­ры выбра­ли дви­га­тель имен­но такой мощ­но­сти? По сло­вам вице-пре­зи­ден­та FPT Industrial Анна­ли­зы Сту­пе­нен­го, это наи­бо­лее вос­тре­бо­ван­ный класс дви­га­те­лей, что под­твер­жда­ет ана­лиз дан­ных реги­стра­ции боль­ше­гру­зов в Евро­пе за 2016 год.

Мар­ке­то­ло­ги уста­но­ви­ли, что 52,3 % транс­порт­ных средств име­ют мощ­ность в диа­па­зоне от 430 до 489 л.с. На одной заправ­ке транс­порт­ное сред­ство на Cursor 13 спо­соб­но пре­одо­леть более полу­то­ра тысяч кило­мет­ров, тех­об­слу­жи­ва­ние запла­ни­ро­ва­но один раз на каж­дые 90 тыс. км. Дви­га­тель уже испы­тан на 1 млн километров.

Участ­ни­ки Тех­ни­че­ско­го дня смог­ли не толь­ко осмот­реть дви­га­тель на стен­де, но и бук­валь­но раз­гля­деть, что у него внут­ри: 3D-каме­ра и тех­но­ло­гия вир­ту­аль­ной реаль­но­сти поз­во­ля­ет, надев шлем, «пощу­пать» все систе­мы – от горе­ния топ­ли­ва до трех­ком­по­нент­но­го ката­ли­ти­че­ско­го нейтрализатора.

В «тех­ни­че­ском кубе» спе­ци­а­ли­сты FPT Industrial рас­ска­за­ли о пер­спек­тив­ных раз­ра­бот­ках ком­па­нии, кото­рые не огра­ни­чи­ва­ют­ся толь­ко газо­вы­ми дви­га­те­ля­ми. Напри­мер, систе­ма управ­ле­ния энер­ги­ей дви­га­те­лей при­бли­жа­ет тот день, когда бла­го­да­ря увяз­ке дан­ных спут­ни­ко­вой нави­га­ции, ком­пью­тер­ным про­гноз­ным моде­лям и ком­плек­су тех­ни­че­ских инно­ва­ций транс­порт­ные сред­ства будут помо­гать води­те­лю при­ни­мать опти­маль­ные реше­ния, а порой и «думать» за него. Это поз­во­лит сни­зить рас­ход топ­ли­ва и эмис­сию вред­ных газов, коор­ди­ни­ро­вать под­клю­че­ние раз­ных источ­ни­ков энер­гии (акку­му­ля­тор, дви­га­тель), раци­о­наль­но исполь­зо­вать транс­мис­сию и тор­моз­ную систе­му, управ­лять выде­ля­е­мой при сго­ра­нии топ­ли­ва энер­ги­ей, в том чис­ле и теп­ло­вой. Навер­ня­ка что-то из пред­ло­жен­ных тех­ни­че­ских реше­ний най­дет вопло­ще­ние и в сель­ско­хо­зяй­ствен­ной технике.

Конеч­но, пока ред­кий рос­сий­ский агра­рий заду­мы­ва­ет­ся о пере­хо­де с соляр­ки на при­род­ный газ, да и в каче­стве газо­во­го топ­ли­ва в нашей стране боль­ше рас­про­стра­нен про­пан / бутан. Но уже оче­вид­но, что миро­вые тен­ден­ции не обой­дут Рос­сию сто­ро­ной. Стра­на рас­по­ла­га­ет самы­ми боль­ши­ми в мире запа­са­ми при­род­но­го газа, и еще несколь­ко лет назад госкор­по­ра­ция «Газ­пром» нача­ла мас­штаб­ную рабо­ту по раз­ви­тию инфра­струк­ту­ры снаб­же­ния авто­мо­би­лей и дру­гой тех­ни­ки эко­но­мич­ным и эко­ло­ги­че­ски чистым топ­ли­вом. За послед­ние три года общий объ­ем инве­сти­ций «Газ­про­ма» в газо­за­пра­воч­ные ком­плек­сы пре­вы­сил 10 млрд руб.

Круп­ней­шая в Евро­пе авто­мо­биль­ная газо­вая напол­ни­тель­ная ком­прес­сор­ная стан­ция (АГНКС) была откры­та в Москве в сере­дине нояб­ря. На сжа­том при­род­ном газе уже рабо­та­ет более полу­то­ра сотен авто­бу­сов «Мосгортран­са», а в 2018 году сто­ли­ца наме­ре­на удво­ить парк таких авто­бу­сов. ПАО «Газ­пром» пла­ни­ру­ет дове­сти коли­че­ство фир­мен­ных АГНКС по стране до 500, что уве­ли­чит потреб­ле­ние газа на транс­пор­те до 2,2 млрд кубо­мет­ров. Созда­ние сети запра­воч­ных стан­ций ста­нет пред­по­сыл­кой для роста сег­мен­та тех­ни­ки на газе, что, несо­мнен­но, отра­зит­ся и на аграр­ном секторе.

Нема­ло­важ­ный аргу­мент в поль­зу газа – цена. По сло­вам пред­се­да­те­ля Сове­та дирек­то­ров «Газ­про­ма» Вик­то­ра Зуб­ко­ва, «сред­няя цена кубо­мет­ра газа в Москве состав­ля­ет 16,5 руб., а в реги­о­нах – 11 – 13 руб. В то же вре­мя цена на тра­ди­ци­он­ное топ­ли­во рас­тет. Мы счи­та­ем, что цену в 50 % от сто­и­мо­сти дизе­ля мы можем дер­жать все­гда и дадим такие гарантии».

По сооб­ще­ни­ям МСХ, к нояб­рю с нача­ла года сель­хоз­про­из­во­ди­те­ли при­об­ре­ли 3,6 млн тонн дизель­но­го топ­ли­ва, при­чем за год оно подо­ро­жа­ло на 17%. С уче­том необ­хо­ди­мо­сти обнов­ле­ния пар­ка тех­ни­ки (с. 16, 22), есть осно­ва­ния пред­по­ла­гать, что, выби­рая новый трак­тор, кто-то из агра­ри­ев посмот­рит в сто­ро­ну рабо­та­ю­щих на газе. Тем более что рынок уже пред­ла­га­ет такую возможность.

Читайте также