Высокие цены на козье молоко и племенных коз – явление временное: этот неутешительный вывод сделал один из наших коллег, директор Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко. Впрочем, не все эксперты с ним согласны.
Выступая на конференции по козоводству, устроенной компанией «ДеЛаваль» в начале октября в Москве, М. Мищенко (Центр изучения молочного рынка RDRC) привел факты, на основании которых он сделал такие пессимистичные выводы.
Status quo
А факты упрямы: в то время как овцеводство с начала века «выросло» почти в два раза, поголовье коз стабильно – сейчас на 22 млн овец приходится лишь 2,5 млн коз (общее поголовье мелких рогатых: +70 % к 1999). И это ответ на запросы рынка: с увеличением доли исповедующих ислам в стране (а высокая рождаемость в регионах Северного Кавказа, как и приток большого количества трудовых мигрантов из Средней Азии, ни для кого не секрет) повышается спрос на баранину. А вот козлятина «своего» гурмана, увы, пока не нашла. К тому же преобладание коз в таких регионах, как Тыва и Дагестан, натолкнуло М. Мищенко на мысль, что речь идет о шерстном направлении отрасли. В целом за последние два десятилетия сформировался новый слой «содержателей» МРС – КФХ. Основной проблемой выбравших молочное козоводство является вырождение стада: на фоне дефицита или дороговизны качественных молочных коз увеличивается доля «партизан» – тех, кто занимается размножением, а не разведением. Они оттягивают на себя немногочисленных пока потребителей козьего молока, а переработку в «долгоиграющий» продукт обеспечить едва ли могут. С учетом незначительной емкости рынка высокая цена на молоко долго не продержится, да и повышенный спрос на племенных коз будет непродолжительным. Способны ли такие предсказания напугать энтузиастов?
Case study
Едва ли. Хотя бы потому, что энтузиазм большинства базируется не на эмоциях. Да, страстной увлеченности своим делом промышленным козоводам не занимать, но их бизнес строится все же на расчете. Хотя статистика говорит о существенном сокращении доли сельхозпредприятий в числе занимающихся козоводством (с 76,2 до 17%), основное товарное молоко на рынок поставляют именно они. Самый свежий из российских проектов реализован на Урале (НСХ 5 / 17, с. 8), и генеральный директор холдинга «УГМК-Агро» Илья Бондарев рассказал о его истории и основных сложностях с кратким резюме «Путь от козы к сыру мог бы быть быстрее».
В качестве партнеров по поставке генетики и обучению премудростям козоводства уральцы выбрали французов – «у них самая высокая товарность!» Да, доставка обошлась недешево: козочка стоит 760 евро, козлик – 800, но главной сложностью были не деньги, а поиск хозяйств, благополучных по вирусному артриту-энцефалиту: это заболевание, как показали последующие дискуссии с участием российских и зарубежных экспертов, – настоящий бич многих европейских предприятий. Сегодня в уральском стаде шесть с половиной сотен дойных коз, в 2016 году родилось еще три сотни козочек. Но поставлять на рынок уральцы планируют вовсе не молоко: уже построен сырный цех (специалисты проходили обучение и во Франции, и в Угличском НИИ сыроделия), рассчитанный на переработку 5,3 т молока в сутки. Особое внимание Илья Бондарев призвал обратить на… Ассоциацию работающих пенсионеров Франции? Неожиданно? Дело в том, что эти люди с огромным практическим опытом, уже не востребованные рынком на постоянной основе, охотно берут на себя роль волонтеров.
Уже известный по прошлогодней конференции украинский производитель продукции из козьего молока Василий Цвык (ферма «Татьяна 2011») сам находится на той стадии, когда принято делиться опытом, и не всегда позитивным. Например, козовод сожалеет, что так мало внимания уделял условиям содержания («казалось, какая разница, светло ли в козлятнике»), что сразу не поставил систему управления стадом DelPro от компании «ДеЛаваль»… А вот к опыту холодного содержания пока отношение скорее положительное (даже в –30 °C в помещении комфортная для коз температура). Впрочем, окончательные итоги эксперимента будут подведены в конце этого года. Получили статус племенного репродуктора, ищут путь к покупателю, снимая видеоролики с рецептами, организуя экскурсии…
Дальше других по пути к сердцу покупателя зашел, пожалуй, мариэльский «Лукоз». После открытия производства в соседнем Татарстане («Лукоз Саба») и серьезного расширения ассортимента (к традиционным сырам из коровьего и козьего молока добавился, например, овечий) крупнейший производитель козьего молока в стране вышел не только в сетевые супермаркеты. Сегодня уже уверенно работает служба доставки в Москве (проверено на себе!), сырные лавки в формате франшизы распространились по многим областным центрам России. Совершенствуется не только сбыт: пробуют и холодное содержание, и поголовье расширяют.
Не оставляют без внимания и аграрную политику: созданная по инициативе основателя «Лукоза» Владимира Кожанова Ассоциация промышленного козоводства, в которую входит уже 14 членов, предлагает, в частности, пересмотреть страховое законодательство. Пока, например, страховые взносы от несчастных случаев для работающих с козами в семь раз выше, чем для работников ферм с крупным рогатым скотом, что отражается и на рентабельности.
С французским акцентом
Не связанные с «рамочными условиями ведения бизнеса» способы увеличить рентабельность на отрезке «от козы до сыра» освещали сразу несколько спикеров конференции. Организаторы – компания «ДеЛаваль» и Департамент сельского хозяйства и продовольствия бюро Business France – пригласили в Москву известных экспертов в молочном козоводстве. Уже известный российским любителям коз Питер Байман (Нидерланды), как и француз Андре Вердье (Agir ABCD), сосредоточился на кормлении, консультант и владелец компании «Капрископ» Эмиль ван Хаарен посвятил целую лекцию менеджменту стада.
Почти половина времени насыщенной программы двухдневной конференции была отдана переработке: ремесленное производство сыров во Франции и опыт работы частной сыроварни Марии Коваль, оборудование для сыроварни «под ключ» made in France, выбор блок-форм и упаковок. Одной теорией конференция не ограничилась: каждому из выступающих задать вопрос могли не только приглашенные, но и наблюдавшие за ставшей уже традиционной для компании «ДеЛаваль» онлайн-трансляцией. Вполне компетентные вопросы показали, что интерес к козоводству в России уже перешел в практическую плоскость. Впрочем, интерес этот не спал и после конференции: достаточно посмотреть на число просмотров выложенных в YouTube записей трансляции, зайдя на канал «ДеЛаваль РУКАР».
За пределами конференц-зала сессии «Вопрос – ответ» не прекращались, и это, пожалуй, одно из главных достоинств очного присутствия на подобных мероприятиях. Было и еще одно: организаторы предложили участникам попробовать продукцию, которую так активно обсуждали. Сыроварни Франции, России, Украины под руководством опытного сырного сомелье представили свои продукты на суд гостей конференции. Добавьте к этому дегустацию подходящих тем или иным сортам вин и хлеба, и вы поймете, почему следующую конференцию пропускать ни в коем случае не стоит.