Фото: фирма

Доказательство от противного

Фото: фирма

Марина Политова

Шеф-редактор журнала «Новое сельское хозяйство», редактор рубрик «АПК России», «Животноводство»

Поделитьтся

Высо­кие цены на козье моло­ко и пле­мен­ных коз – явле­ние вре­мен­ное: этот неуте­ши­тель­ный вывод сде­лал один из наших кол­лег, дирек­тор Цен­тра изу­че­ния молоч­но­го рын­ка Миха­ил Мищен­ко. Впро­чем, не все экс­пер­ты с ним согласны.

Высту­пая на кон­фе­рен­ции по козо­вод­ству, устро­ен­ной ком­па­ни­ей «ДеЛа­валь» в нача­ле октяб­ря в Москве, М. Мищен­ко (Центр изу­че­ния молоч­но­го рын­ка RDRC) при­вел фак­ты, на осно­ва­нии кото­рых он сде­лал такие пес­си­ми­стич­ные выводы.

Status quo

А фак­ты упря­мы: в то вре­мя как овце­вод­ство с нача­ла века «вырос­ло» почти в два раза, пого­ло­вье коз ста­биль­но – сей­час на 22 млн овец при­хо­дит­ся лишь 2,5 млн коз (общее пого­ло­вье мел­ких рога­тых: +70 % к 1999). И это ответ на запро­сы рын­ка: с уве­ли­че­ни­ем доли испо­ве­ду­ю­щих ислам в стране (а высо­кая рож­да­е­мость в реги­о­нах Север­но­го Кав­ка­за, как и при­ток боль­шо­го коли­че­ства тру­до­вых мигран­тов из Сред­ней Азии, ни для кого не сек­рет) повы­ша­ет­ся спрос на бара­ни­ну. А вот коз­ля­ти­на «сво­е­го» гур­ма­на, увы, пока не нашла. К тому же пре­об­ла­да­ние коз в таких реги­о­нах, как Тыва и Даге­стан, натолк­ну­ло М. Мищен­ко на мысль, что речь идет о шерст­ном направ­ле­нии отрас­ли. В целом за послед­ние два деся­ти­ле­тия сфор­ми­ро­вал­ся новый слой «содер­жа­те­лей» МРС – КФХ. Основ­ной про­бле­мой выбрав­ших молоч­ное козо­вод­ство явля­ет­ся вырож­де­ние ста­да: на фоне дефи­ци­та или доро­го­виз­ны каче­ствен­ных молоч­ных коз уве­ли­чи­ва­ет­ся доля «пар­ти­зан» – тех, кто зани­ма­ет­ся раз­мно­же­ни­ем, а не раз­ве­де­ни­ем. Они оття­ги­ва­ют на себя немно­го­чис­лен­ных пока потре­би­те­лей козье­го моло­ка, а пере­ра­бот­ку в «дол­го­игра­ю­щий» про­дукт обес­пе­чить едва ли могут. С уче­том незна­чи­тель­ной емко­сти рын­ка высо­кая цена на моло­ко дол­го не про­дер­жит­ся, да и повы­шен­ный спрос на пле­мен­ных коз будет непро­дол­жи­тель­ным. Спо­соб­ны ли такие пред­ска­за­ния напу­гать энтузиастов?

Case study

Едва ли. Хотя бы пото­му, что энту­зи­азм боль­шин­ства бази­ру­ет­ся не на эмо­ци­ях. Да, страст­ной увле­чен­но­сти сво­им делом про­мыш­лен­ным козо­во­дам не зани­мать, но их биз­нес стро­ит­ся все же на рас­че­те. Хотя ста­ти­сти­ка гово­рит о суще­ствен­ном сокра­ще­нии доли сель­хоз­пред­при­я­тий в чис­ле зани­ма­ю­щих­ся козо­вод­ством (с 76,2 до 17%), основ­ное товар­ное моло­ко на рынок постав­ля­ют имен­но они. Самый све­жий из рос­сий­ских про­ек­тов реа­ли­зо­ван на Ура­ле (НСХ 5 / 17, с. 8), и гене­раль­ный дирек­тор хол­дин­га «УГМК-Агро» Илья Бон­да­рев рас­ска­зал о его исто­рии и основ­ных слож­но­стях с крат­ким резю­ме «Путь от козы к сыру мог бы быть быстрее».

В каче­стве парт­не­ров по постав­ке гене­ти­ки и обу­че­нию пре­муд­ро­стям козо­вод­ства ураль­цы выбра­ли фран­цу­зов – «у них самая высо­кая товар­ность!» Да, достав­ка обо­шлась неде­ше­во: козоч­ка сто­ит 760 евро, коз­лик – 800, но глав­ной слож­но­стью были не день­ги, а поиск хозяйств, бла­го­по­луч­ных по вирус­но­му арт­ри­ту-энце­фа­ли­ту: это забо­ле­ва­ние, как пока­за­ли после­ду­ю­щие дис­кус­сии с уча­сти­ем рос­сий­ских и зару­беж­ных экс­пер­тов, – насто­я­щий бич мно­гих евро­пей­ских пред­при­я­тий. Сего­дня в ураль­ском ста­де шесть с поло­ви­ной сотен дой­ных коз, в 2016 году роди­лось еще три сот­ни козо­чек. Но постав­лять на рынок ураль­цы пла­ни­ру­ют вовсе не моло­ко: уже постро­ен сыр­ный цех (спе­ци­а­ли­сты про­хо­ди­ли обу­че­ние и во Фран­ции, и в Углич­ском НИИ сыро­де­лия), рас­счи­тан­ный на пере­ра­бот­ку 5,3 т моло­ка в сут­ки. Осо­бое вни­ма­ние Илья Бон­да­рев при­звал обра­тить на… Ассо­ци­а­цию рабо­та­ю­щих пен­си­о­не­ров Фран­ции? Неожи­дан­но? Дело в том, что эти люди с огром­ным прак­ти­че­ским опы­том, уже не вос­тре­бо­ван­ные рын­ком на посто­ян­ной осно­ве, охот­но берут на себя роль волонтеров.

Уже извест­ный по про­шло­год­ней кон­фе­рен­ции укра­ин­ский про­из­во­ди­тель про­дук­ции из козье­го моло­ка Васи­лий Цвык (фер­ма «Татья­на 2011») сам нахо­дит­ся на той ста­дии, когда при­ня­то делить­ся опы­том, и не все­гда пози­тив­ным. Напри­мер, козо­вод сожа­ле­ет, что так мало вни­ма­ния уде­лял усло­ви­ям содер­жа­ния («каза­лось, какая раз­ни­ца, свет­ло ли в коз­лят­ни­ке»), что сра­зу не поста­вил систе­му управ­ле­ния ста­дом DelPro от ком­па­нии «ДеЛа­валь»… А вот к опы­ту холод­но­го содер­жа­ния пока отно­ше­ние ско­рее поло­жи­тель­ное (даже в –30 °C в поме­ще­нии ком­форт­ная для коз тем­пе­ра­ту­ра). Впро­чем, окон­ча­тель­ные ито­ги экс­пе­ри­мен­та будут под­ве­де­ны в кон­це это­го года. Полу­чи­ли ста­тус пле­мен­но­го репро­дук­то­ра, ищут путь к поку­па­те­лю, сни­мая видео­ро­ли­ки с рецеп­та­ми, орга­ни­зуя экскурсии…

Даль­ше дру­гих по пути к серд­цу поку­па­те­ля зашел, пожа­луй, мари­эль­ский «Лукоз». После откры­тия про­из­вод­ства в сосед­нем Татар­стане («Лукоз Саба») и серьез­но­го рас­ши­ре­ния ассор­ти­мен­та (к тра­ди­ци­он­ным сырам из коро­вье­го и козье­го моло­ка доба­вил­ся, напри­мер, ове­чий) круп­ней­ший про­из­во­ди­тель козье­го моло­ка в стране вышел не толь­ко в сете­вые супер­мар­ке­ты. Сего­дня уже уве­рен­но рабо­та­ет служ­ба достав­ки в Москве (про­ве­ре­но на себе!), сыр­ные лав­ки в фор­ма­те фран­ши­зы рас­про­стра­ни­лись по мно­гим област­ным цен­трам Рос­сии. Совер­шен­ству­ет­ся не толь­ко сбыт: про­бу­ют и холод­ное содер­жа­ние, и пого­ло­вье расширяют.

Не остав­ля­ют без вни­ма­ния и аграр­ную поли­ти­ку: создан­ная по ини­ци­а­ти­ве осно­ва­те­ля «Луко­за» Вла­ди­ми­ра Кожа­но­ва Ассо­ци­а­ция про­мыш­лен­но­го козо­вод­ства, в кото­рую вхо­дит уже 14 чле­нов, пред­ла­га­ет, в част­но­сти, пере­смот­реть стра­хо­вое зако­но­да­тель­ство. Пока, напри­мер, стра­хо­вые взно­сы от несчаст­ных слу­ча­ев для рабо­та­ю­щих с коза­ми в семь раз выше, чем для работ­ни­ков ферм с круп­ным рога­тым ско­том, что отра­жа­ет­ся и на рентабельности.

С французским акцентом

Не свя­зан­ные с «рамоч­ны­ми усло­ви­я­ми веде­ния биз­не­са» спо­со­бы уве­ли­чить рен­та­бель­ность на отрез­ке «от козы до сыра» осве­ща­ли сра­зу несколь­ко спи­ке­ров кон­фе­рен­ции. Орга­ни­за­то­ры – ком­па­ния «ДеЛа­валь» и Депар­та­мент сель­ско­го хозяй­ства и про­до­воль­ствия бюро Business France – при­гла­си­ли в Моск­ву извест­ных экс­пер­тов в молоч­ном козо­вод­стве. Уже извест­ный рос­сий­ским люби­те­лям коз Питер Бай­ман (Нидер­лан­ды), как и фран­цуз Андре Вер­дье (Agir ABCD), сосре­до­то­чил­ся на корм­ле­нии, кон­суль­тант и вла­де­лец ком­па­нии «Капри­скоп» Эмиль ван Хаарен посвя­тил целую лек­цию менедж­мен­ту стада.

Почти поло­ви­на вре­ме­ни насы­щен­ной про­грам­мы двух­днев­ной кон­фе­рен­ции была отда­на пере­ра­бот­ке: ремес­лен­ное про­из­вод­ство сыров во Фран­ции и опыт рабо­ты част­ной сыро­вар­ни Марии Коваль, обо­ру­до­ва­ние для сыро­вар­ни «под ключ» made in France, выбор блок-форм и упа­ко­вок. Одной тео­ри­ей кон­фе­рен­ция не огра­ни­чи­лась: каж­до­му из высту­па­ю­щих задать вопрос мог­ли не толь­ко при­гла­шен­ные, но и наблю­дав­шие за став­шей уже тра­ди­ци­он­ной для ком­па­нии «ДеЛа­валь» онлайн-транс­ля­ци­ей. Вполне ком­пе­тент­ные вопро­сы пока­за­ли, что инте­рес к козо­вод­ству в Рос­сии уже пере­шел в прак­ти­че­скую плос­кость. Впро­чем, инте­рес этот не спал и после кон­фе­рен­ции: доста­точ­но посмот­реть на чис­ло про­смот­ров выло­жен­ных в YouTube запи­сей транс­ля­ции, зай­дя на канал «ДеЛа­валь РУКАР».

За пре­де­ла­ми кон­фе­ренц-зала сес­сии «Вопрос – ответ» не пре­кра­ща­лись, и это, пожа­луй, одно из глав­ных досто­инств очно­го при­сут­ствия на подоб­ных меро­при­я­ти­ях. Было и еще одно: орга­ни­за­то­ры пред­ло­жи­ли участ­ни­кам попро­бо­вать про­дук­цию, кото­рую так актив­но обсуж­да­ли. Сыро­вар­ни Фран­ции, Рос­сии, Укра­и­ны под руко­вод­ством опыт­но­го сыр­но­го соме­лье пред­ста­ви­ли свои про­дук­ты на суд гостей кон­фе­рен­ции. Добавь­те к это­му дегу­ста­цию под­хо­дя­щих тем или иным сор­там вин и хле­ба, и вы пой­ме­те, поче­му сле­ду­ю­щую кон­фе­рен­цию про­пус­кать ни в коем слу­чае не стоит.

Читайте также