Создание условий для промышленного производства топливного биоэтанола

Главные вызовы – впереди

Создание условий для промышленного производства топливного биоэтанола

Ирен Зайцева

Редактор журнала «Новое сельское хозяйство», редактор рубрик «Растениеводство», «Агроэнергетика»

Поделитьтся

Дорож­ная кар­та «Раз­ви­тие био­тех­но­ло­гий и ген­ной инже­не­рии» пред­по­ла­га­ет созда­ние усло­вий для про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ства топ­лив­но­го био­эта­но­ла. О том, как скла­ды­ва­ет­ся ситу­а­ция с внед­ре­ни­ем био­эта­но­ла на прак­ти­ке, мы бесе­ду­ем с нашим экс­пер­том.

К. т. н. Миха­ил Ершов, зав. лабо­ра­то­ри­ей по раз­ра­бот­ке пер­спек­тив­ных и спе­ци­аль­ных бен­зи­нов ВНИИ по пере­ра­бот­ке неф­ти.

Михаил Александрович! Известно, что качество бензина можно быстро увеличить за счет добавки биоэтанола. Почему у нас этого пока не делают?

Дей­стви­тель­но, био­эта­нол – один из самых эффек­тив­ных высо­ко­ок­та­но­вых ком­по­нен­тов бен­зи­на (т. е. уве­ли­чи­ва­ю­щих его окта­но­вое чис­ло). Кро­ме того, он спо­соб­ству­ет более пол­но­му сго­ра­нию бен­зи­на в дви­га­те­ле и тем самым сни­же­нию выбро­сов вред­ных веществ с отра­бо­тав­ши­ми газа­ми авто­мо­би­лей.

Сего­дня био­эта­нол – самый вос­тре­бо­ван­ный в мире про­дукт, исполь­зуемый для улуч­ше­ния каче­ства авто­мо­биль­ных бен­зи­нов. Толь­ко в США объ­ем его потреб­ле­ния состав­ля­ет более 40 млн тонн в год, что боль­ше чем весь бен­зи­но­вый рынок Рос­сии. В нашей стране, к сожа­ле­нию, био­эта­нол и бен­зи­ны, его содер­жа­щие, соглас­но дей­ству­ю­ще­му зако­но­да­тель­ству при­зна­ют­ся спир­то­со­дер­жа­щей про­дук­ци­ей, с кото­рой наравне с алко­го­лем дол­жен быть упла­чен акциз. Сей­час став­ка акциз­но­го сбо­ра состав­ля­ет 74 руб. за литр без­вод­но­го спир­та. При цене на бен­зин 30 – 35 руб. подоб­ная став­ка акци­за на био­эта­нол дела­ет его исполь­зо­ва­ние в топ­лив­ных целях абсо­лют­но невы­год­ным.

Многие эксперты говорят о дефиците метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ), хотя совсем недавно Россия легко экспортировала этот продукт. В чем тут дело?

Сего­дня в Рос­сии наи­бо­лее вос­тре­бо­ван­ным высо­ко­ок­та­но­вым ком­по­нен­том бен­зи­нов явля­ет­ся МТБЭ, кото­рый явля­ет­ся рыноч­ным про­дук­том. И если акци­зы на био­эта­нол будут отме­не­ны, МТБЭ неиз­беж­но будет кон­ку­ри­ро­вать на этом рын­ке с био­эта­но­лом. Необ­хо­ди­мо, одна­ко, отме­тить, что рынок высо­ко­ок­та­но­вых ком­по­нен­тов Рос­сии явля­ет­ся одним из быст­ро­рас­ту­щих. Если два-три года назад из все­го объ­е­ма про­из­во­ди­мо­го в Рос­сии МТБЭ поло­ви­на отправ­ля­лась на экс­порт, то сего­дня прак­ти­че­ски все потреб­ля­ет­ся внут­ри стра­ны.

Рост спро­са на высо­ко­ок­та­но­вые ком­по­нен­ты бен­зи­на обеспечи­вается необ­хо­ди­мо­стью со сто­ро­ны про­из­во­ди­те­лей бен­зи­на выра­ба­ты­вать топ­ли­во более высо­ких эко­ло­ги­че­ских клас­сов и с  более­ высо­ким окта­но­вым чис­лом, что, в свою оче­редь, дик­ту­ет­ся раз­ви­ти­ем оте­че­ствен­но­го авто­пар­ка. Несмот­ря на суще­ствен­ные изме­не­ния струк­ту­ры выра­бот­ки авто­мо­биль­ных бен­зи­нов (как по окта­но­во­му чис­лу, так и по эко­ло­ги­че­ским клас­сам), про­изо­шед­шие в Рос­сии за послед­ние пять лет, глав­ные вызо­вы еще впе­ре­ди. Про­из­во­ди­те­лям бен­зи­на пред­сто­ит с 2015 года перей­ти исклю­чи­тель­но на выпуск топ­ли­ва клас­са 4, а с 2016 года – на класс 5, что потре­бу­ет умень­ше­ния доли «тра­ди­ци­он­ных» и неэко­ло­гич­ных ком­по­нен­тов бен­зи­на, содер­жа­щих аро­ма­ти­че­ские угле­во­до­ро­ды. Заме­нить их без поте­ри каче­ства бен­зи­на мож­но как раз за счет исполь­зо­ва­ния МТБЭ или био­эта­но­ла.

Не менее важ­ной (а может быть, и более зна­чи­мой) явля­ет­ся зада­ча уве­ли­че­ния про­из­вод­ства бен­зи­нов АИ-95 и АИ-98 вза­мен АИ-92. Сего­дня 60 % выпус­ка­е­мо­го в нашей стране топ­ли­ва состав­ля­ет бен­зин с окта­но­вым чис­лом 92, а 90 % новых авто­мо­би­лей рас­счи­та­ны на бен­зин с окта­но­вым чис­лом не менее 95. В резуль­та­те спрос на бен­зин АИ-95 рас­тет тем­па­ми, опе­ре­жа­ю­щи­ми его про­из­вод­ство. Более того, уве­ли­чи­ва­ет­ся импорт тако­го бен­зи­на. Сего­дня он уже состав­ля­ет 8 % от объ­е­ма потреб­ле­ния бен­зи­на АИ-95. Таким обра­зом, пер­спек­ти­вы уве­ли­че­ния спро­са на высо­ко­ок­та­но­вые ком­по­нен­ты бен­зи­на обес­пе­че­ны объ­ек­тив­ны­ми при­чи­на­ми. И места на этом рас­ту­щем рын­ке хва­тит как МТБЭ, так и био­эта­но­лу.

Перепрофилирование невостребованных мощностей спиртзаводов на выпуск биоэтанола признано нецеле­сообразным. Можете прокомментировать этот факт?

Дей­стви­тель­но, в кон­це 2013 года Феде­раль­ная служ­ба по регу­ли­ро­ва­нию алко­голь­но­го рын­ка под­го­то­ви­ла отдель­ный доклад на эту тему и сде­ла­ла вывод об эко­но­ми­че­ской неэф­фек­тив­но­сти и неце­ле­со­об­раз­но­сти модер­ни­за­ции про­ста­и­ва­ю­щих спир­то­вых заво­дов на выпуск био­эта­но­ла, тогда как при­ве­ден­ные в докла­де основ­ные пара­мет­ры созда­ют все пред­по­сыл­ки для успеш­ной реа­лизации тако­го про­ек­та. Авто­ры докла­да счи­та­ют, что био­эта­нол обя­за­тель­но дол­жен занять не менее 5 % рын­ка бен­зи­нов в Рос­сии и толь­ко в этом слу­чае пере­про­фи­ли­ро­ва­ние спир­то­вых заво­дов будет рен­та­бель­ным. Постав­лен­ная в докла­де цель, без­услов­но, явля­ет­ся завы­шен­ной и, самое глав­ное, совер­шен­но не обя­за­тель­ной. В насто­я­щее вре­мя весь объ­ем исполь­зу­е­мо­го в Рос­сии МТБЭ состав­ля­ет не более двух про­цен­тов от объ­е­ма рын­ка бен­зи­на. Это клю­че­вой про­дукт ОАО «СИБУР Хол­динг» и груп­пы ком­па­ний «Титан». Био­эта­нол соглас­но Тех­ре­гла­мен­ту Тамо­жен­но­го сою­за 013 / 2011 может добав­лять­ся в авто­мо­биль­ные бен­зи­ны до 5 % об. Но это, конеч­но, не озна­ча­ет, что если био­эта­нол будет выра­ба­ты­вать­ся, то он обя­за­тель­но дол­жен вво­дить­ся во все выпус­ка­е­мые в Рос­сии бен­зи­ны, при­том в кон­цен­тра­ции 5 %. Напро­тив, исполь­зо­ва­ние био­эта­но­ла будет адрес­ным, на опре­де­лен­ных пред­при­я­ти­ях, где его при­ме­не­ние наи­бо­лее эффек­тив­но.

Какие‑то предприятия по выпуску биоэтанола в России уже работают?

Да, в насто­я­щее вре­мя на Вла­ди­кав­каз­ском заво­де топ­лив­но­го эта­но­ла реа­ли­зу­ет­ся тех­но­ло­гия без­от­ход­ной глу­бо­кой пере­ра­бот­ки зер­но­вых куль­тур. Сырье раз­де­ля­ет­ся на ряд ком­по­нен­тов, из кото­рых для выра­бот­ки био­эта­но­ла исполь­зу­ет­ся непри­год­ный для пище­вых целей крах­мал групп В и С. При этом на заво­де выра­батываются глю­тен, пище­вой крах­мал и кор­ма для живот­ных.

Когда можно ожидать отмены акциза на биоэтанол?

Сего­дня необ­хо­ди­мость сня­тия барье­ров для топ­лив­но­го био­эта­но­ла абсо­лют­но чет­ко пони­ма­ют на самом высо­ком уровне. Один из пунк­тов «дорож­ной кар­ты» раз­ви­тия био­тех­но­ло­гий пря­мо ука­зы­ва­ет на необ­хо­ди­мость раз­ра­бот­ки зако­но­про­ек­та о вне­се­нии изме­не­ний в гла­ву 22 Нало­го­во­го кодек­са о поряд­ке исчис­ле­ния акци­зов на дена­ту­ри­ро­ван­ный эти­ло­вый спирт. Соглас­но это­му пунк­ту реа­ли­за­ция био­эта­но­ла, исполь­зу­е­мо­го в каче­стве био­топ­ли­ва, долж­на осу­ществ­лять­ся без акци­зов. Если акциз будет снят в 2015 году, это создаст усло­вия для фор­ми­ро­ва­ния рын­ка транс­порт­но­го био­эта­но­ла в Рос­сии.

Читайте также